В США фильмов про войну снималось много. Особо хочется отметить The Longest Day о всем нам хорошо известной высадке в Нормандии. Тот чернобелый фильм представлял собой экранизацию всех наиболее запоминающихся эпизодов из мемуаров участников событий, напечатанных к середине 50-х годов. Из цветного кино хочется отметить мой любимый Храбрецы Келли (Kelly's Heroes). Грязная дюжина и Великий побег фильмы по своему странноватые и пафосные, но западному зрителю нравятся. Во всяком случае лучшим нашим фильмам о войне они не уступают, а в чем-то может и опережают. А еще был фильм Молодые львы с Марлоном Брандо. Битва за Арденны, которую я посмотрел недавно - это вообще нонсенс. И к сожалению именно с ней и прийдется сравнивать Освобождение.
С самого начала удивляет то, что создатели так и не определились какой кино они собираются снимать. Цветное или черно-белое. Куски посредственной и откровенно гавеной пленки чередуются в произвольном порядке. Хроника конечно лишней никогда не бывает, но вот историческая привязка по времени и месту показываемых отрывков сомнительна и сгодится разве что для програм с Discovery Chanel.
Набор актеров очень пестрый. Некоторые наверное совсем не актеры. В кадре дико вращают глазами и постоянно косятся на камеру с оператором или суфлера. С историческими персонажами тоже не все в порядке. Ни Сталин ни Гитлер портретным сходством не блещут. Зато каждый исторический персонаж стремится продемонстрировать все характерные жесты и мимику прототипа. Особенно порадовал Муссолини. По приезде к королю дуче встал возле каменной стенки и в цикле продемонстрировал весь перечень характерных жестов Муссолини руками, поворотов головы и задранного подбородка, которые можно увидеть в записях выступлений дуче перед народом. После этого быстро был арестован, посажен в машину и увезен. Похож на прототип оказался только Геббельс. И ростом и лицом. А вот с речью и жестами оказалось все плохо и образ сразу распался.
Сюжет представляет собой набор дружеских бесед между нашими полоковдцами, исторических встречь в Кремле, Ялте, ставках Гитлера и доа у наших союзников. Остальное - батальные сцены и сценки из фронтовой жизни. Порадовала в последних только сценка интимного свидания с девушкой в башне Т-34. К сожалению тема как говорится не раскрыта и до сих пор остается уникальным случаем в военной фильмографии.
Ну и самое главное - это конечно битвы. Про рукопашную и действия пехоты лучше не будем. Поговорим про самое интересное - танки и технику. С техникой не все так плохо. В кадре мелькают Кюбели, Штейры, Виллисы, Зис 5 и немецкие грузовики (нито L3000, нито 4,5 тонный Мерседес, модель которого скоро выпускает Звезда) и различные мотоциклы. Жаль, но Опель Блитц я ак-то не заметил. Впрочем как и Полуторку. Ну может плохо искал - не знаю. С легкой бронетехникой вообще никак. Никаких Ханомагов, Пум, sd Kfz 221, броневиков БА нет и в помине. Но это все машинки мелкие. Нам ведь подавай что покрупнее - танки. Из советских машин в кадре постоянно мелькают Т-34 последних модификаций с трехместной башней. Еще кажется самоходка СУ-100 и САУ-152. Других танков нет. У немцев все на первый взгляд хуже, но на самом деле симпатия авторов картины явно на их стороне. В первых рядах немецких танковых колонн идут Тигры. Причем всю войну одинаково серого цвета. На крупных планах предательски крутым выглядит передний скос орудийной башни. Может ракурсы неудачные, но на фотографиях я такого крутого излома не замечал. На двойной ряд катвок у Тигра можно было и не надеяться. Но самые забавные - это кожухи глушителей. Кожухи есть, а глушителей нет! Впрочем немцам повезло. Вместо жалких пантер им выдали новенькие по тем временам Т-62. Неудивительно что в советских войсках царит откровенная паника. Кстати наша артиллерия на Курской дуге почему-то стреляет с открытых позиций. Почти прямой наводкой. Жаль что в вопросе не разбираюсь, но всеравно выглядит странновато. Так что п маразматичности местная бронетехника пожалуй не уступает Битве в Арденнах, где и Шерманы и Пантеры изображали американские М24 и М26, а съемки зимней операции в Арденах происходили летом.
Ну и что сказать в итоге. Знающими людьми установлено что исторического кино у нас сейчас нет. Приходится добавить что его и небыло. Занавес.
Journal information