live13 (live13) wrote,
live13
live13

Севастополь часть первая

Вот уже минула целая неделя, а я так и не нашел времени записать впечатления о своем пятидневном пребывании в городе Севастополе, в который я ездил со своей сестрой.
Отправляясь туда я не рассчитывал на купания или другой релаксационный отдых. Севастополь – база военно-морского флота и город славы русского оружия. Так мне думалось раньше и в этом я удостоверился теперь. Как обычно приятные воспоминания перемешиваются со обескураживающими случаями проявления тупизны.
Еще до Севастополя путешествие началось в Симферополе на привокзальной площади. Правда сейчас там уже не очень интересно. То ли дело было в начале лихих 90-х. Вот только несколько самых ярких моих детских воспоминаний. Тир – это банально, о нем писать не буду. Зато сколько было самых разных лохотронщиков. Банальные наперсточники. Недавно появившиеся компьютеры, на которых вам могли распечатать астрологический прогноз. Прогнозов было всего несколько вариантов, зато в готовый бланк могли впечатать ваше имя и фамилию. Но самым потрясающим лохотроном была здоровенная трасса для машинок. Наверное многие помнят пластиковую трассу в виде восьмерки для автомобильчиков или мотоциклистов из детства. Запускаются транспортные средства с верхней части сооружения, а дальше едут благодаря силе тяжести. Так вот в Симферооле траса была гигантская. Пожалуй метр на два если не больше. А на автомобильчике можно было ставить деньги в тотализаторе лохотронщиков. Не знаю каким образом, но первым приходил всегда тот автомобильчик который был нужен самим лохотронщикам.
Сейчас все не то. На площади топчутся только разнообразные таксисты и маршруточники. Заметна и другая интересная особенность, которая подтвердилась и после посещения других мест Крыма. Машин в Крыму сейчас много. Не только приезжих, но и местных. Причем очень много хороших и новых. А с другой стороны много почти раритетной автоэкзотики – автомобилей конца 70-х – 80-х годов. Забавные дутые Toyota Camry, древние Вольксвагены и даже Ford Fiesta 76-года. Как фордовладелец я не мог не отметить обилия Фордов. Причем как легковых, так и грузовых. По ощущениям количество фордов в Крыму превышает народные у нас ВАЗ-ы и Daewoo вместе взятые. Есть и дорогие машины неизвестных мне марок, которые я даже опознать не сумел. Таксисты порадовали. Говорят до Севастополя довезем за 250 грн. Ну хорошо за 150 грн. (50 и 30 долларов соответвенно). И приводит аргумент как в советской столовой. Но ведь машина хорошая! Смотреть хорошую машину не стали. Поехали на маршрутке.
Наконец погрузились в маршрутку на Севастополь. Маршрутка попалась атипично для Крыма похабная. Дело в том, что в салон засунули дополнительных ряд сидений и межкресельное пространство драматически уменьшилось. Пришлось жалеть о то, что рост у меня не метр пятьдесят и мучиться всю дорогу. Но больше всего меня возмутило не это. Не знаю почему, но маршруты для автобусов и маршруток на западе Крыма составляют какие-то уроды. Нам нужно было попасть из Симферополя в Севастополь. Причем на северную сторону города. Маршрутка шла только через Качу. Сначала маршрут шел нормально. Проехали Бахчисарай. На глаза попался указатель Севастополь 28. И развилка: налево и направо. Ну раз ехать нам на северную часть то и повернули направо. Вроде все логично. Но потом мы стали удаляться все дальше и дальше на север. И вот какая-то станция. Кача. К этому времени мы были в пути уже больше часа. Минут 10 маршрутка стояла. А потом водитель стал набивать салон левыми пассажирами чем и занимался до самого Севастополя. Я стал подозревать нехорошее. И мои опасения оправдались когда на выезде из жоп…, т.е. Качи нам попался указатель Севастополь 43! «Куда завез ты нас – готовься к смерти» - захотелось мне сообщить водителю. В результате поездка до Севастополя продолжалась еще добрые полчаса, если не дольше. И вообще ездить по столь хитрожопо составленным маршрутам мне еще не доводилось. И это при том, что дороги проложены нормально и ехать можно не черт знает куда, а туда куда надо. Но вот прибыльна автостанцию, она же площадь Захарова. Найти жилье, с хозяином которого мы договорились еще в Харькове оказалось не просто. Обещанной маршрутки не оказалась, нашлась только подобная. На ней и поехали. Маршрут тоже составлен странно, но это уже обусловлено особенностями рельефа. Не знаю почему, но мне всегда казалось что Севастополь – это степь, небольшие холмики. Ничего подобного! Местные сопко-холмики очень даже крутые, особенно на северной стороне города. И хотя как оказалось позднее от Захарова до нашей холобуды по прямой было минут 20 пешком, автобус по дорогам ехал почти четверть часа. Здесь я впервые познакомился с особенностями Севастопольского дорожного движения. В целом водители гораздо воспитаннее чем у нас. Особенно радует то что пешеходу практически везде уступают дорогу. Местные это ценят, а вот пенсионеры хамеют. Большинство из них вообще не смотри по сторонам при переходе улицы. Соответственно случается всякое. Холмистая местность заставляет водителей активно пользоваться рукояткой переключения передач. Маршруточники справляются не всегда. Поэтому большинство местных автобусов всех размеров жутко скрипят коробкой передач при малейшей возможности.
Район, в котором обнаружилась холобуда оказался далеко не подарком. Зато запомнился мальчик хозяйки дома. Этот пухлый младшеклассник сразу напомнил мне Вадика из фильма Жмурки. Такой же серьезный, такие же жесты. А когда его отчитывала бабушка я всегда вспоминал как Михалков в фильме говорил ему «Вадик, не испачкайся. Нас же с тобой мамка прибьет!». До площади Захарова далеко, магазинов с продуктами никаких и вообще глушь. Но делать было нечего. Вещи были сложены в доме, а мы отправились обратно на автостанцию. Добраться с северной стороны в город можно только катером. Есть правда еще одна дорога через Инкерман вокруг бухты, но это очень не близко. В мыслях сразу возникла мысль о мостах. И пожалуй это одно из многих проявлений общего характера города. Похоже, издревле Севастополь рассматривался исключительно как полезный военный объект, чисто с потребительской точки зрения. А вот вкладывать в него большие деньги как-то зазорно. Потому никаких мостов не было и нет. А еще никакого приятного купания во внутренней бухте. Понятно, что мосты если и нужно было строить то разводные. А это слишком дорого. Так и живут. Правда как зимой живут непонятно. И неужели не бывает погоды, когда катера через бухту не ходят? Тем не менее, катер ходит каждые полчаса. Стоимость – 2,5 грн. (50 cent). Еще в июне было 1,5 грн. Рядом причал парома. На нем даже авто переправить можно. Правда я так и не удосужился узнать сколько это стоит. Бухту катер переплывает недолго. Минут 10. И вот мы уже на Графской пристани. Самый центр города. Улица Ленина. Район тоже Ленина. Вокруг куча зданий тоже имени Ленина. Первая мысль после дороги – это конечно поесть и попить. К сожалению ничего не получилось. Обнаружились только забегаловки с похабной и дорогой пищей и с не менее дорогими напитками. Вообще с едой и питьем по нормальным ценам в Севастополе проблема. Супермаркеты, даже если они в городе есть, себя никак не обнаружили. Мы их тоже не обнаружили. Первой целью для осмотра был выбран Херсонес. На карте выглядит недалеко. На самом деле топали мы до него под палящим солнцем не менее часа. Стали проясняться масштабы города. И туту я пожалел, что не отправился в путь на своей машине, так как ездить по Севастополю приятно, а маршрутки такие дорогие, что даже не понятно дешевле кататься на машине или дороже.
Еще на подходе к Херсонесу можно увидеть пустырь с кучей камней. Возможно когда-то там тоже жили древние херсонесцы, а теперь это место превратилось в свалку. Сам старинный город особого впечатления не производит. В храмовой части здания были довольно большими, но то что осталось не впечатляет. Амфитеатр поражает своим малым размером. Половина места, где можно было бы разместить зрителей занята храмом и служебными помещениями. На пятачке сцене конечно можно было разыграть небольшое представление, но вот устроить толковый гладиаторский бой или травлю людей зверями наврядли. За сценой две неглубокие ямы. Сообщающиеся. Неужели там держали диких зверей? Вообще все очень маленькое. Что поделать – провинция. Последняя часть города – набережная. Там осталось несколько симпатичных колон и развалины стен домов, по которым можно увидеть планировку города. На одном здании написано «Дом богатого рабовладельца-винодела». Не иначе как советская пропаганда. Фу! Пока добрались до Херсонеса и лазали там прошло немало времени. Поэтому ехать на дальние объекты уже не было сил и мы решили отправиться на Панораму обороны Севастополя, что на площади Ушакова.
Пожалуй панорама – самая ухоженная местная достопримечательность. Рядом новый фонтан, а на месте одной из батарей устроена псевдореконструкция. Из бетона отлиты как будто плетеные корзины с землей и из этих корзин построены несколько редутов. Внутри настоящие пушки на лафетах. Возможно еще те самые.
В панораму водят с экскурсоводом. Сначала в холле рассказывают о создании панорамы, о ее спасении во время WWII и некоторых исторических фактах о обороне Севастополя в 1854-1855 годах. Приятно удивили портреты военноначальников самых разных рангов, участвовавших в обороне Севастополя. Умные, приветливые, честные и мужественные лица. Не удивительно, что под командованием этих людей город продержался так долго. Затем, наконец, по винтовой лестнице выводят наверх к панораме. Произведение это и впрямь выдающееся. Добротное, патриотичное и интересное по технике исполнения. Особенно конечно поражает совмещение объемного переднего плана и полотна. Кое-где чтобы увидеть переход нужно действительно постараться. После экскурсии наверху нужно спуститься на этаж выше, где можно полюбоваться на панораму уже через специальные стеклышки. К сожалению стекла эти довольно мутные, поэтому вид сверху понравился мне больше. В целом впечатление хорошее. Особенно учитывая то, что это произведение было закончено в 1905 году к юбилею обороны. Для того времени панорама наверняка была чем-то потрясающим. Я говорю это не спроста и еще вернусь к этой теме в дальнейшем.
Так прошел первый день в Севастополе и мы вернулись на север. Второй день решили начать с самого сложного объекта – Балаклавы. Балаклава в моем представлении была в первую очередь тем местом, где добрые союзники зимовали в середине 19-го века. Я и рассчитывал обнаружить там уютную бухту и несколько деревенек в Крымской степи. Но как оказалось местность там весьма холмистая, а населенных пунктов полно, начиная с самого города Балаклава. Маршрутки доезжают до самой Балаклавский бухты. Место это знатное. В плане бухты конечно. Не даром даже сейчас все свободное место заполнено катерами, яхтами да лодками. А вот в остальном все очень печально. Советские здания совершенно развалились. На лавках хамовитых продавцов сувениров из Китая глаз вообще не останавливается. Городкой пляж в Балаклаве – вообще смешон. Прямо между двумя стоянками для яхт метров пятнадцать набережной огорожено и оборудовано спуском к воде. Вот там, в пятнах мазута люди и купаются. Полюбовавшись на эту картину, мы пошли в гору, к стоящей на горе на выходе из бухты Генуэзской крепости. Горка довольно крутая. Хорошо хоть на самой вершине уложена дорожка из бетонных ступенек. От крепости сейчас мало что осталось. С крпеостью в судаке не сравнить. Всего половинка башни и немного стены. Зато вид сверху замечательный. И на внутреннюю бухту и на выход в море и на берег Крыма на востоке, который был укутан какой-то дымкой и слабо просматривался в тумане. На подземную верфь для подлодок смотреть уже не захотелось, и искать франко-британские поселения в городе мне тоже показалось бесперспективным. Поэтому мы отправились в еще одно знаменательное место – на Сапун гору. Как не странно от Балаклавы автобуса не нашлось. Поэтому пришлось возвращаться в Севастополь и ехать уже оттуда. Еще один крюк получился.
Сапун-гора – это довольно большая парковая территория. Поменьше чем мемориал в Киеве, но в целом сравнимо и к счастью без пещеры с уродливыми советскими изваяниями из бронзы. Главное на Сапун горе – это диорама. А еще три площадки с техникой. На катера и торпеды с минами я особо внимания не обращал, а технику посмотрел. Единственное достоинство экспозиции – то, что экспонаты не огорожены. Спокойно можно зайти хоть спереди хоть сзади и все осмотреть. К сожалению этим без всякой меры пользуются детишки. Однако советская техника не настолько хлипка чтобы не выдержать детский зад и коленки. Страдают только выступающие части конструкций в виде поручней, решеток и фар. На Газ М1 и Зис 5 с прожектором смотреть страшно. В попытках уберечь экспонаты от посетителей, служители парка заколотили кабины сверху до низу листами железа. Получилось нечто наподобие автобуса для чернобыльцев-ликвидаторов. Только силуэт просматривается. Газ-АА в экспозиции не обнаружился. И это было только первое разочарование. Пушек и минометов тоже не много. Обращает на себя внимания разве что БР-2 – гаубица образца 33 года на гусеничном ходу, которую финнам показывать возили. А вот с другой стороны диорамы стоят танки. Советские. Правда какое отношение они имеют к освобождению Севастополя – вопрос. Слева-направо стоят ракетная установка на базе Зис 5 с фугасными ракетами, рядом с ней Катюша на том же шасси. Дальше два ИС-2 и самоходка на его базе, Т-34-85 и СУ-100, а также СУ-76 (самоходка на шасси Т-70). К сожалению, у меня уже сдался аккумулятор в фотоаппарате потому пришлось фотографировать только самые интересные ракурсы, а про общую картину я забыл. Зато удалось зайти к каждому танку в зад, сбоку и подлезть под днище. На танках остались даже буксирные тросы. Вроде все хорошо, но как-то не верится, что в освобождении Севастополя принимала участие именно эта техника. Дальше мы пошли в диараму. Для справки скажу, что сдана она была в 1959 году. Начинается экскурсия с рассказа об экспозиции мини музея в этом же здании. Хороших экспонатов мало. Выделить можно только действительно трогательные по своей сути предсмертную записку красноармейца, несколько старых газет и документов. Остальное – копаный военный мусор. Единственный целый и интересный экспонат – немецкая полевая рация. С динамиком, ключом для морзянки, всеми контактами, ручками и надписями. С другой стороны от рации чудо советских инженеров – схема наступления советских войск. Здоровенный стенд метра 2 в ширину и 4 в высоту. Хмурая тетка-уборщица нажимает кнопочку и стрелки на схеме подсвечивается стрелка. Не знаю вызывало ли в 60-х годах это восторг среди советской публики, но у меня появилось предчувствие халтуры. Когда экскурсовод сообщила что немцы подвезли к Севастополю Дору и выпустили 26 снарядов, я немного напрягся, когда она сообщила что за время обороны советские снайперы настреляли 30 тысяч немецких солдат и офицеров я был в легком шоке. Но экскурсовод уже подгоняет к диораме. Ничего сравнимого с панорамой внутри не обнаружилось. Перед смотровой площадкой, куда нужно проходить через балкон на улице (!) скромный сектор полотна с военным мусором на переднем плане. Вот MP-40, вот диски от MG-34, вот манекен изображает трупп СС-овца. На картине тоже не все в порядке. На горе одни СС-овцы. Снизу лезут наши. Отличившиеся в операции герои в классической позе крик УРА+ взмах пистолетом ТТ. На вершине видно два черных прямоугольника с торчащими из них трубами. По намалеванным белым крестам должно быть понятно, что это немецкие танки. Что за танки не понятно. Во-первых, откуда черный цвет в 44 году? Что за коробки вместо башен. В общем, чистая халтура. Насчет сплошного СС на Сапун горе тоже сомнения берут. Может это я так плохо в истории разбираюсь? Надо почитать что-то умное про оборону. Но главное это обще впечатление. Так вот. После панорамы диорама не впечатляет. Такое впечатление что приехала в Севастополь бригада гопников-художников из Москвы и говорят «Мы крутые художники из Мааасквы! Давайте бабок и мы вам крутую диораму сбацаем.» Сбацали. Напоминаю что панорама – это уровень 1905 года. Диорама хуже, хотя и сделана в 1959 году. Соответственно и требования должны быть другие. Для меня это было первое серьезное разочарование. У подножия диорамы расположены выкопанные реконструкторами укрепления. Несколько артиллерийских позиций, траншей, блиндажей. Даже один бетонный ДОТ имеется. Стоят там несколько немецких орудий. В жутком состоянии. Хотя клеймо номера на казенной части прочитать еще можно. Еще на полянке валяется гаубица. Отдельно большой лафет, отдельно орудие. Впечатление угнетающее. По советской традиции ничего не подписано. После того как оказалось что в экспозиции даже советская техника только заключительного этапа войны, надежда увидеть трофейную технику у меня угасла. И правда ничего нет. Вот такой в советском союзе патриотизм был. А ведь наверняка можно было запросто насобирать десяток троек, четверок и штугов. Небось, отволокли на Инкерман и распилили изверги. Вообще я не перестаю удивляться этому варварскому отношению не только к вражеской, но и к своей технике. Ну что потеряла бы страна от нескольких сотен не распиленных образцов военной техники? По самым нескромным меркам это пятьсот, ну тысяча тонн металлов. Кому мешало это железо непонятно. Примерно с такими тяжелыми мыслями я возвращался в город. Было уже поздновато и пора было отправляться в северную часть города.
Subscribe

  • Жизненные формы Некромунды

    Уничтоженная природа Некромунда представляет себя планету, полностью уничтоженную промышленностью. Людское население превратило за прошедшие века…

  • Сатурнайн

    Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука. Wingman, около M2 Серьезная получилась книга. В…

  • Огонь во плоти

    Отвлекся на довольно свежую книгу по Некромунде и не пожалел. Скажу сразу что в целом книга средняя и тому кто мало разбирается в теме может…

promo live13 may 11, 2014 17:58 46
Buy for 50 tokens
Примерно неделю назад я писал, что заинтересовался этой online-книжкой http://gameprogrammingpatterns.com/ и решил сделать ее перевод. Сам я мог бы ограничиться и английским вариантом, но думаю многим перевод пригодится. В прошлом я уже занимался переводом книг. Не как основной работой. Так,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments