live13 (live13) wrote,
live13
live13

Category:

О танках и танкистах

Читаю сборник интервью с нашими ветеранами-танкистами "Я дрался на Т-34". Нахожусь под большим впечатлением. Разница с воспоминаниями немецких танкистов колоссальная! Только что перед этим прочел Танковые сражения Мелентина, в которых он высказывает о действиях русских много нелестных замечаний. К сожалению после чтения воспоминаний наших танкистов многие из них подтверждаются. Больше всего поражает общая хаотичность применения танков. Я не хочу сказать что у немцев все было идеально. Еще как было. И глупые приказы были и непонимание того как лучше применять танки и необученные экипажи под конец войны. Но зато, какой кавардак творился у нас! Читая немецкие мемуары всегда представляешь что танк обживается своим экипажем, камуфлируется, получает номер, эмблему, иногда даже имя собственное. А в красной армии все проще. Пригнали танк с завода и в бой. Подбили его, часть экипажа поубивало - танк на запчасти, экипаж перебрасывают кого куда. Может, конечно, дело в том, что я читал только мемуары немецких тигроводителей. В Тигре выживать легче, чем в легком танкt и экипажи каких ни будь Pz. III тоже постоянно расформировывались и запихивались кто куда. Набор в танкисты тоже был хаотичным. У нас в танкисты брали когда опытных водителей, как например мой дедушка, который с 1939 года на полуторке ездил, так и людей которые едва ли не просто автомобиль видели. А в качестве радиста или заряжающего - вообще кого угодно. Обучение вождению конкретной модели могло вообще отсутствовать. Сегодня ты сидишь в маленьком Т-70, а завтра ведешь здоровенный КВ. Еще в детстве меня удивляли дедушкины рассказы об управлении Т-34. Ну то что управлять им было очень тяжело - это понятно. Советская техника все-таки. Но особенно удивляла меня система отдачи командиром указаний механику-водителю. Надо сказать что внутренняя связь по крайней мере в Т-34 первой половины войны была отвратительная. Поэтому командир ставил ноги на плечи механика-водителя, который сидит перед ним и так им и управлял. Топ по левому плечу - налево, по правому - направо. Тычек в спину или по шее - стоп. Дедушке я конечно верил, просто всегда была интересно услышать это еще их какого ни будь источника. Тактика применения танков у нас похоже и правда хромала. В сборнике полно описаний необдуманных фронтальных атак. Не даром, немцы в своих мемуарах с гордостью описывают, как они десятками расстреливали прущие напролом наши танки или обходили и с тыла расстреливали слабоуправляемые колонны русских танков. Со связью и тактикой и обнаружением противника проблемы у нас были очень серьезные. Практически все ветераны описывают бой так - едем вперед, откуда-то стреляют, мы тоже стреляем. Хорошо когда кого-то видим, но и даже когда не видим, стреляем для устрашения. Я не хочу преувеличивать и делать какие либо выводы что, мол, наши дураки, а не наши шибко умные. Но эпизодов взаимодействия танков я так и не увидел. Это у немцев в мемуарах можно прочитать, как один командир подсказывает другому по радио развернуть башню и подбить противника справа. Или как несколько командиров договариваются взять кого-то в клещи, выполнить отвлекающий маневр. У нас все проще. Каждый сам за себя, летит вперед на прорыв. Преодолел оборонительные сооружения и уже не знает что делать. Это хорошо если можно остановиться, сбегать к командиру и спросить. А если танк командира подбили, остается только покружить немного и ехать обратно к своим. Странно как то это все. Если немецкие танкисты постоянно требовали улучшения командирских башенок и наблюдательных приборов для остальных членов экипажа, то наши на это даже и не надеялись, а от люков требовали только того чтобы они легко открывались в случае подбития танка. По неволе начинает складываться впечатление, что один правильно применяемый немецкий танк, пусть даже и с более слабым вооружением реально стоил нескольких наших, хоть и лучше вооруженных, но зато имеющих большие проблемы с наблюдением, управлением и тактическим координированиям.
А еще я узнал несколько новых для себя вещей. Пусть кто ни будь и скривит пренебрежительно губы, но я этого не знал. Например для чего на танках бревна возят. Ну я думал конечно что для того чтобы из грязи вылазить. Но оказывается все гораздо интереснее. Бревна для самовытаскивания! Бревно кладется перед танком и крепится сразу к обеим гусеницам, т.е. к тракам гусеницы (правда я не понял чем крепится: цепью, проволокой?). Танк едет на бревно. Бревно зарывается под весом танка в грунт и остается на месте, а танк по своим гусеницам продвигается на целый корпус, пока траки, к которым прикреплено бревно не окажутся сзади. Ну а теперь фокус можно повторять до достижения нужного результата. Еще я до сих пор не знал что миф о большей пожаробезопасности танков с дизельными двигателями на самом деле не больше чем миф.
А еще интересно как наши солдаты называли немецкую технику. Например, Sturmgeschutz или Stug назывался труднопроизносимым словом танк Артштурм, Schwimmwagen - амфибией, что хотя бы более мене верно. А еще я недавно узнал что Микки Маусом немцы называли не Т-34, как пишут некоторые уники на форумах, а БТ-7 поздней модификации. Еще поражает количество глупостей, подлостей и прочих гадостей, о которых рассказывают ветераны. Но мне кажется дело здесь не в том что опять же это мы такие плохие. Просто набирали в танковые войска кого придется, вот и оказывался там кто ни попадя. А еще вычитал странный факт, который немцы, описывая в своих мемуарах считали необъяснимым. В лучших традициях советской системы командиру роты или более крупного танкового подразделения полагались новые танки только тогда когда закончатся старые. Т.е. когда танков действительно оставалось раз два и обчелся, было выгоднее вывести их тихонечко перед немецкой обороной чтобы их там подбили, чем пускать танки в бесполезную атаку и терять все экипажи разом. После этого вышестоящее начальство начинало чесаться и либо вычеркивало танковое подразделение из своих списков либо присылало полный комплект новых машин. Уверен, что наблюдая эту картину немцы просто тихо офигевали.
Я не буду делать никаких выводов. Просто я еще нахожусь под впечатлением от книги. И всетаки разница между противниками поражает. Что-то боле менее похожее на боевые будни немецких танкистов я читал только в известной книжке "Танкист на иномарке" о б использовании ленд-лизовских Шерманов M4A2. Там люди воевали на конкретном типе техники, хорошо ее знали, воевали всю войну в своем конкретном подразделении, причем в комфортных условиях, сравнимых с условиями работы немецких танковых экипажей.
И на последок оказывается что танковый шлем (называли его танкошлем) нужен в Т-34 не для того чтобы в него наушники вставлять или чтобы зимой в танке не было холодно. А нужен он зимой и летом потому что в танке настолько тряско и столько выступающих углов, ничем мягким не обитых, что без танкошлема в танке запросто можно разбить себе голову.
Вот такие первые впечатления.
Tags: wwii
Subscribe

promo live13 may 11, 2014 17:58 46
Buy for 50 tokens
Примерно неделю назад я писал, что заинтересовался этой online-книжкой http://gameprogrammingpatterns.com/ и решил сделать ее перевод. Сам я мог бы ограничиться и английским вариантом, но думаю многим перевод пригодится. В прошлом я уже занимался переводом книг. Не как основной работой. Так,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments