В детстве испытываешь чистый восторг и просто восхищаешься выдающимися произведениями. Ведь каким гением нужно быть чтобы создать такое! Став чуть постарше начинаешь обращать внимание насколько у таких произведений сложная история и в каких муках они рождались. Причем чем больше людей причастно к их созданию тем более случайным становится появление чего-то стоящего. И только становясь еще старше вообще перестаешь пониматьт что за хрень тут на этой планете творится!
Сегодня я хочу написать о двух показательнейших примерах. Оба из мира кино. Предлагаю вспомнить два фильма. Alien и Terminator 2.
Начнем с чужого. В чем для меня заключалась его гениальность? Я уже когда-то об этом писал, но можно и повториться немного. Как известно из психологии, каждый индивид проходит в своем психическом развитии три этапа. Осознает себя, осознает свою отделенность от мира и наконец осознает что в мире есть другие существа с ихними желаниями и также чувствующие радость или страдания как и он сам. Если личность на каком-то этапе застопорилась - получаем тяжелейшие последствия и тут уже буквально шаг до садизма, маньячества и любых других гадостей. Так уж получалось что разумные существа между собой общаются. Общаясь с другим человеком вы в праве расчитывать на адекватную реакцию. Если в ответ на попытку заговорить на вас бросаются с ножом или при общении человек начинает ни с того ни с сего смеяться так что аж слюна изо рта льется - с ним ясно что-то не так. Отсутствие адекватной реакции - это именно то что выдает ненормальность и пугает нас больше всего. В нашем мире почти все существа своим поведением демонстрируют свои намерения. Даже хищные кошки перед тем как напасть начинают нервно крутить хвостом, собаки рычат. И только медведь считается самым опасным хищником, потому что что он делает своим хвостиком- непонятно и понять по его глазкам когда он нападет тоже сложно.
И вот давайте посмотрим теперь на чужого. Это совершенно непонятное и неизвестное нам существу. Есть в нем разум или нет, самостоятельно оно или развивается в какой-то улей с коллективным разумом - ничего этого мы не знаем. Это нечто абсолютно чужое. Невозможно понять его мотивы, цели, даже предугадать нападет оно или нет. И что может быть страшнее, чем оказаться в замкнутом пространстве вместе с такой тварью. В литературе это можно сравнить с тем за что уважают Лавкрафта.
Первый чужой с такой точки зрения - совершенно законченное произведение. Даже глупости в поведении экипажа там легко объясняются что экипаж - это просто космические грузчики, дальнобойщики и механики. И все. Глупо ожидать от них каких-то гениальных решений в общении с ксеноморфом. На этом фоне крайне странно смотрится недавний ремейк Чужого - Живое, когда тупят отнюдь не дальнобойщики, а казалось бы специально подготовленные профессионалы. Ну да ладно. Об этом я тоже уже писал.
Ну и конечно громадную роль во всем этом сыграл талант Гигера. В детстве казалось что он нашел нечто совершенно новое, новую никогда не виданную ранее форму. Но потом оказалось что и Гигеру сложно выйти за рамки человечности. Ведь как показывает практика, человек способен только переосмыслить то что видит и ощущает и как-то скомпоновать это в новой комбинации. Увы человеческое воображение ограничено. Именно поэтому никто так и не смог придумать убедительного представителя инопланетной рассы. Почти всегда это люди с гипертрофированными или редучироваными чертами самого человека. Например излишне импульсивные или крайне флегматичные. Вот и Гигер совсем не получил послание из космоса, когда рисовал чужого и жокеев, а просто комбинировал в своей уникальной манере черты насекомых, члены на ножках и вагина дентата. Вот таким членом на ножках чужой и получился. И несмотра на то что мы понимаем откуда взялись его формы, я всеравно признаю что образ действительно получился впечатляющим.
Вторая и третья части в целом удачно эксплуатируют эту идею. Но обрастая подробностями она начинает терять первоначальное обаяние загадочности и непознаваемости. Для меня притягательность идеи чужого была именно в его полной чужеродности и непознаваемости.
А потом все стало только хуже. Последующие фильмы уничтожили основу идеи и продемонстрировали что чужие - это просто дефективные люди с чуть отличающимися генами. Просто психованые маньяки от рождения и ничего больше. Ну и с прикрученной странно системой размножения.
Что самое обидное во всем этом - так это то что создатель оригинала отнюдь не катается по полу в ярости, вырывая на себе волосы, от того что случилось с его гениальным детищем. Получается что все что я себе нафантазировал по чужого мне лишь показалось и фильм изначально задумывался как просто страшилка про бегающий член на ножках. Вот что самое ужасное во всей этой истории и самое обидное! Получается этои лишь дело случая. Добавили бы в первый фильм чуть больше подробностей и сказка рассыпалась бы так и не случившись.
Теперь поговорим о втором фильме. Terminator 2. В кинотеатре он по прежнему смотрится отлично и очень зря если кто не сходил на недавний повторный прокат. Оно того стоило.
Недавно видел отзыв гоблина на повторный прокат Терминатора 2. И там он признается что ему больше нравится первый. Мол киборг там убедительнее и сам сюжет проще и внушительнее. Для меня это странно. Но понятно что каждый смотрит со своей колокольни.
Для меня же самым главным фильмом всегда был Терминатор 2. И на повторном показе я сходил и на версию с оригинальной звуковой дорожкой и на дубляж. Но чем дольше я живу, тем сильнее у меня меняется первоначальное впечатление. В детстве это был полный восторг. Это понятно.
Но потом уже в институте и в аспирантуре я осознал что терминатор вовсе не очеловечился. Пройти импровизированный тест Тьюринга ему помогли обстоятельства. Терминатор 2 учит нас пониманию огромной разницы между БЫТЬ и КАЗАТЬСЯ. Кто не осознает этой колоссальной разницы - не может осознать возможность или невозможность создания исскуственного интеллекта. И к огромному моему сожалению очень многие из тех кто сейчас занимается разработкой ИИ этого не осознают и даже не пытаются. У нас конечно есть Демис Хассабис и Стивен Хокинг, которые осознают угрозу бездумных попыток механически воспроизвести работу разума. Есть огромная разница между попытками получить при заданных исходных данных такой же результат какой породил бы разум человека (а другого более совершенного разума у нас для сравнения увы нет) и самостью, самосознанием и плодами работы самого разума. Самосознание - это то что отличает разум от попыток механического воспроизведения его деятельности. Я не могу вам сейчас ничего объяснить или доказать. Наука эту загадку до сих пор не решила, а я наукой тоже сейчас не занимаюсь.
Но к сожалению в решении этой загадки мы натыкаемся на тот же барьер, который остановил Гигера.Мы не можем рассматривать работу мозга и главное свойство разума совершенно отстраненно и непредвзято. Мы люди. И также как Гигер не может вырваться за границы изображения частей насекомых, членов и вагин с зубами, мы в своем познании работы мозга не можем вырваться за пределы своей человечности. Эта проблема уже многие века мучает всех философов мира. Возможен ли в этой области прорыв? Не знаю. Мне хочется верить что да. Но на мой взгляд он будет заключаться отнюдь не в простом росте количество нейронов в нейросети и росте вычислительной мощности, на котором эта нейросеть работает.
Но давайте вернемся к терминатору. Что он делает чтобы стать человеком? Становится личностью? Нет. Он машина, разработанная для проникновения в общество людей и самообучающаяся для того чтобы его не раскрыли, пока он не выполнит свою миссию. Именно об этом говорит сам терминатор и именно этим он в фильме и занимается. Конечно больше всего нас поражает сцена со слезами Джона. Но что говорит терминатор? Теперь я знаю почему вы плачите. И мы уже готовы ахнуть от умиления - он понял! Нет. Увы. Он зафиксировал факт что люди не просто действуют рационально, а поддаются эмоциям и слезы - один из способов внешнего проявления эмоций. Сам он так не сможет. Откуда у него эмоции? Зафиксировал и сказал. "Обмануть" Сару в этом тесте Тьюринга еще проще. Ведь чем она занималась с самой своей юности, когда встретила Риза? Сначала училась стать матерью будущего миссии, а затем искала любые способы с младых ногтей этого миссию воспитать. Ну и на мой взгляд она и правда может быть немного тронутой. Принявший причудливую форму материнский инстинкт, фиксация на теме спасения человечества и сильнейшее пережитое потрясение. У меня как-то не поднимается рука ее в чем-то обвинять. Всю свою взрослую жизнь она искала подходящих мужиков, которые могли научить ее и ее сына выживательным навыкам. А как мы с вами знаем такие "выживатели" в реальной жизни зачастую типы странные. Но даже они приходили в замешательство, когда Сара начинала рассказывать им сказки о будущем и сливались от безумной бабы с прицепом. Не удивительно что терминатор для нее идеальный отец для Джона. Он и правда никогда не предаст, не напьется, не уйдет. Обучит чему надо. Это она уже поразмыслив приходит к такому выводу. Но изначально чисто на своем гипертрофированном материнском инстинкте она нутром чует то о чем я пытаюсь тут вам рассказать. Терминатор - это не личность. Это машина-убийца. Смертельно опасная. И ее первый порыв - уничтожить. Уничтожить Майлза Дайсона, кибердайн. Вообще все сложные машины уничтожить от греха подальше.
Эту тему можно и стоит развивать гораздо глубже, но надеюсь вы хотябы уловили суть.
И что же мы видим в следующих частях Терминатора? Все и повторяющиеся попытки эксплуатации харизмы Шварценегера, оригинальную идею чисто в духе научной фантастики в четвертой части и полный бред с попыткой тупого копирования в пятой. Еще и с отвратной Сарой. Ну ладно. Это уже дело вкуса или безвкусицы.
И главное тот же Кемерон весь этот балаган одобряет! Ему не стыдно одобрять это на публике. Так может он и сам не осознает важности и смысла, заложенного в Терминаторе 2? Ну ладно пусть гоблин не осознает. У него свой жизненный опыт и своя колокольня. Но сам то создатель? 100 миллионов потрачено было. И опять, как и с чужими все получилось случайно? Ну вот как такое может быть?
Ну и напоследок про Хроники Сары Коннор. Я о них тоже в свое время писал. Идея была отличная. Создатели начали и хороший боевой сериал и затронули очень интересную проблему общения исскуственного интеллекта и человека. Да. Пусть искуственный интеллект не может БЫТЬ разумом, а сможет только пытаться КАЗАТЬСЯ им. Но ведь общение с ним - это один из лучших доступных нам способов понять себя.
И вот в сериале смоделированы две замечательные ситуации для этого. Девушка-подросток-киборг, посещающая настоящую школу, где другие девушки ведут себя друг с другом словно пауки в банке и интересующийся этой девушкой-киборгом подросток в период полового созревания. Отношения с весящей центнер твердой и неулыбчивой куклой в образе Саммер Глау! Разве это не интересно? По сути злая мачеха в образе замечательной M.I.L.F. Лены Хиди - что может быть лучше? И параллельно сидящий в подвале с подключенным к нему мейнфреймом киборг, лучший друг которого одинокая девочка. Это все очень интересная среда чтобы в формате сериала вместе со зрителем попытаться исследовать проблему, о которой я написал.
Но увы. Сценарист не справился. Простые зрители проблемы не осознают и сериал не оценили. Как только средства на добавления бабахов в сериал закончились - сериалу нечем стало привлекать массового зрителя и его закрыли.
Вот по сути на этом история терминатора и закончилась. И какая у нас надежда? Никакой. Перед нами предстало неизвестное будущее...
Даже пусть Кемерон и попробует сделать полный ремейк Терминатора 2. Что от этого изменится? Странным Аватаром он уже показал что Терминатор 2 был случайностью. И возможные заигрывания с образом Шварценегера пусть и могут получиться забавными или настальгичными - ждать от серии по большому счету уже нечего.
Смотрите. Я разобрал только два примера. Да и кино как искусство - очень сложная штука. На судьбу картины влияет так много людей и мнений, что зачастую от первоначальной идеи и первоисточника не остается вообще ничего. Ну хоть Blade Runner можно вспомнить. Но что если даже индивидуальные творцы не всегда осознают что они создают, как в случае с книгами? А ведь такое тоже наверняка встречается.
Задумывались когда-нибудь о подобном?
Journal information