live13 (live13) wrote,
live13
live13

Categories:

Про фотовыставку и про искуство

Выступление Райкина снова напомнило о событиях месячной давности с фотовыставкой в Москве. Я накатал тогда этот пост, но так и не нашел в себе сил его доработать. Доработать можно и пожалуй нужно. А пока что это только набросок в первом приближении. Кто поймет - тот поймет. Поэтому делаю пост как есть.

Corinnr-Day-1991-791x1024.jpg

Итак.

Мне не интересны больные на голову недополитики или скудоумные типа блогеры. Я хочу поговорить про людей.

Про понимание людьми искусства. И вообще придется поразмыслить о том что такое искуство.

Для среднего человека искуство - это красиво.

Для еще более ограниченных в развитии людей искуство - это богато.

Для совсем недалеких - это ярко и чтобы как у людей.

И для совсем уж больных на голову фанатиков искуство вообще не нужно. Достаточно догмы.

Не знаю, понятно ли я выразился. Я лишь хочу сказать что искуство - это не всегда то, что понятно и воспринимаемо на интуитивном уровне. Зачастую достаточно житейского опыта, но иногда и его недостаточно. Не все искуство можно воспринимать утилитарно.

За последнюю неделю у прочитал много высказываний про педофилию на тех самых фотографиях. Но это и есть тот самый утилитарный подход. Получается что те кто смотрит - видет только сексуальные объекты. Я не имею ничего против ню фотографии. В конце концов сам снимал. Но фотография - это не просто отображение действительности. Иначе зачем тогда вообще нужны фотографы? Да, фотография гораздо больше зависит от реальности чем картина. Но все равно это именно интерпретация реальности через призму восприятия фотографа. Есть конечно исключения в виде потоковой порнографии. И я не понимаю как можно не отличать ее от фотографии настоящей. Ведь разница заметна невооруженным глазом. Просто серия снимков с девушкой, раздвигающей ноги без всяких эмоций и снятая без оглядки на позирование, на свет, вообще ни на что, даже если совсем рядом видно и более подходящую локацию и свет можно использовать и позу поправить и сказать что-то модели чтобы убрать тупое коровье выражение с лица. Но для порнографии все это неинтересно. Выжна лишь серия снимков, фиксирующих анатомические подробности объекта. Но даже в этом случае если фотограф будет снимать настоящий и не просто нажимать на кнопку, а хотябы немного думать, то хотя бы у одного из десятков или сотен снимков может оказаться какая-то эстетическая ценность. Только обычно не появляется. Потому что как в любой профессии когда человек занимается чем-то в потоковом режиме и не испытывает стимула делать хорошо, то он и не будет делать хорошо. И пусть его уже самого тошнит от такой работы - какой смысл напрягаться. Делай ляп-тяп и получай свои скромные деньги. Именно поэтому в свадебной фотографии так много треша. А еще больше треша от фотографов при загсах, ручных обезьянках на курорте или в детском саду. И это совсем не касается только одной лишь фотографии.

Попробуем двигаться дальше. Искуство - это все таки продукт штучный, а не поточный. Исключения конечно бывают. Если собрать в одном месте и сфотографировать полк солдат или тысяче обнаженных девиц - это можно будет назвать произведением, заслуживающим внимания. Это будет необычно, даже если реализация будет немного хромать и с позированием у каждого солдата или девицы будет не очень.

Но все-таки для того чтобы заниматься исскуством нужно умение. Или лучше талант, подкрепленный полученным умением. Поэтому народный промысел типа матрешек или хохломы или пуховых платков или порносъемок в профессиональной студии - это все-таки ремесло и поточная продукция, а не высокое искусство.

У произведения обычно есть замысел. Замысел может появиться как до создания, так и после. Ту же фотографию можно тщательно планировать и выверять, а можно добиться так называемого "решающего момента". Подкараулить или вдруг удача улыбнется, что случается реже. А можно добавить ценности, объединив вместе разрозненные части. И тогда гештальтно они будут восприниматься как нечто новое. В фотографии таким образом иногда не самые сильные отдельные работы объединяются в серии. По тематике, в виде временной ретроспективы или еще каким образом. Кстати та самая фотовыставка - тоже пример такого объединения.

Кроме замысла важна и реализация. Не достаточно просто вообразить себя творцом, точно так же как недостаточно вообразить себя спортсменом или бойцом. Чтобы показать результат - нужно обладать навыком. А как овладеть навыком? Только учиться, тренироваться. Я полностью согласен с правилом 10000 часов. Научиться можно чему угодно. Не факт что ты станешь гением, тем более признаным. Но если год за годом маниакально совершенствоваться в каком-то деле - результат будет. Ключевые слова здесь - год за годом и маниакально.

mocart1.jpg

Из предыдущего абзаца следует одно интересное следствие. Работу новичка зачастую сложно отличить от топорной поделки того кто и не пытался заниматься исскуством и вкладывать в "произведение" хоть какой-либо замысел. Все потому что порог вхождения чаще всего ограничен необходимыми инструментами. Купил фотоаппарат - и ты фотограф. Купил скальпель - и ты хирург. Купил кисточку и краски - художник. Да, в случае хирурга успехи новичка не смогут никого порадовать. Он должен быть либо умелым, либо вообще не браться за дело. В случае когда искуство может быть хобби - все иначе. Поначалу любой результат будет новичка радовать. Даже само пользование инструментами будет приносить радость. А если новичок увлечется маниакально, то весьма скоро его ждут серьезные успехи. С нулевого то уровня любой успех - уже гигантский шаг. Вот только чем дальше на пути к мастерству, тем больше усилий требуется. И не только временных. И очень мало кто доберется до вершины. Именно поэтому вокруг так много новичков или остановившихся на полпути, а то и ниже. Именно поэтому те же фотосайты переполнены отвратительными поделками новичков, а литературные форумы высерами начинающих графоманов.

Хочу обратить внимание что творец не обязательно обладает широким спектром умений. Очень часто человек осваивает какую-то одну технику, преуспевает в ней и так и не находит в себе силы развиваться куда-то в строну. Это позволяет ему создавать произведения исскуства, но со временем он скатывается в самоповтор и у него развивается настоящая творческая импотенция. А ведь бывают истории когда среднему во всех смыслах творцу везет. Какие-то звезды удачно складываютсся и у него появляется неординарное замечательное произведение. Вспомните, сколько существует групп, у которых всего одна хорошая песня. Пускай они существуют много лет, у них 20 альбомов. Но песня всего одна. Зато такая, которую все знают, любят и будут любить еще долго.

Давайте теперь поговорим про объект в исскустве. В исскустве, вернее в произведении нам могут быть интересны две вещи: история и процесс или результат какого-то процесса, т.е. объект. История - это описание действий и переживаний человека. Возможно всего одного за очень короткий промежуток времени, а возможно и миллиардов на протяжении миллионов лет. И не важно если вместо человека мы видим, читаем или слышим про робота, монстра или инопланетянина. Даже в музыке мы чувствуем настроение и переживание. Процесс - это природное или антропогенное явление. Согласитесь что наблюдать за горящим костром, свечкой или работающим паровозом может быть интересно. Интересно смотреть и на человека - результат длительного эволюционного процесса случайного смешения генетического материала.

Вот именно это любое произведение искуства до нас и доносит. Замысел, объект и умелая реализация. Что будет если один из компонентов подкачает? Произведение будет сложно или невозможно принять. Кстати отвлекусь и скажу что всякий импрессионизм - это попытка создать произведение без объекта. Ну что такое черный квадрат Малевичка? Или просто геометрические фигуры? Замысел есть, реализация есть, а объект? Не многие могут такое принять, не только лишь все.

Для большинства людей самое главное в произведении - это объект. А точнее личное, зачастую шаблонное и внушенное навязанным общественным мнением отношение к нему. Или цепочка связанных понятий. Например, девочка-педофил.

Поэтому проще всего воспринимаются понятные и близкие всем объекты. При этом чем меньше человек разбирается в данном виде искусства, тем меньше он понимает значение замысла и реализации. Он видит только объект. И проявляет свое отношение к объекту. Чаще всего тупым комментарием.

Что важно для потребителя порнографии? Наличие на снимке выпуклостей и отверстий на теле объекта-модели. Такой задумки для него достаточно. Требования к реализации - минимальные. Чтобы видно было. Ну и где здесь искусство? Тут даже сам объект бывает сомнительным. И не только с точки зрения закона, но и с эстетической точки зрения.

Это самая низшая ступень понимания искусства. Баба, жопа, сиська. Хочу. Фап-фап. Ой, баба еще не выросла? Полиция за фап поймает. Плохая картинка. Ой - это мужик. Не хочу смотреть. Мужик - плохо. Хотите оставаться на этой животной ступени развития - дело ваше. Мне с вами не по пути.

1724.jpg

Несмотря на всю важность объекта не меньшую роль играет задумка. Причем не просто надуманная. Это когда про порнографию говорят что это искуство, или когда хреновый режиссер, которого мокают мордой в его высер начинает задвигать что он так видит. Это именно воплощенная с помощью объекта задумка.

И грань здесь между тем чтобы быть и казаться довольно тонкая. Поэтому чтобы разбираться в любом искусстве нужен опыт. Да что в исскустве. Опыт всегда нужен. И нарабатывается он именно в процессе потребления исскуства. Насмотренность, начитанность, наслушанность. Все это не пустые слова. Любой опытный автор в любом виде исскуства вам об этом скажет.Причем важно не вариться в общем чане с такими же как вы новичками и тем более не упиваться превосходством над теми кто стоит еще на более низкой ступени развития. А ведь чем выше поднимаешься - таких будет все больше и больше. Нет. Нужно ориентироваться на тех кто лучше вас. Причем судить стоит не обязательно на свой вкус, но и прислушиваться к мнению тех кому вы уже доверяете. Не нужно делать именно так как они. Главное начать понимать что в произведениях хорошо, а что плохо. Ведь в любом произведении есть какие-то недостатки. Ну и в любом (почти) какие-то достоинства.

И здесь преодолевших первый порог подстерегает еще одна ловушка. Многие так и остаются на уровне увлечения задумкой или реализацией, забывая про объект и тем более про гештальт. Так появляются например технодрочеры. Которые поклоняются возможностям камер, пишущим машинкам определенной марки, кисточкам из шерсти определенных белок и т.д. Бедные люди. А еще есть жертвы идеи. Все эти перформанисты. Возможно не все, но многие.

DETAIL_PICTURE_728010_61661331.jpg

Вот прибить себя за муди к мостовой на площади. Или совокупиться в храме. Идея? Идея! Замысел. А где объект? Где реализация? Когда объект и реализация убоги, уже и замысел меркнет. В результате только скудоумие осталось. И тут даже говорить о морали не к месту. Искуство и мораль - не всегда дружат. Вот представьте к примеру гениального повара, приготовившее замечательное новое блюдо. Аж слюни текут и пахнет замечательно. И уж на вкус - вообще прелестно. А если блюдо из человечины? Искусство? Ну все-таки да. Как и абажуры для ламп из кожи цыган (если они конечно хорошо были сделаны). А мораль? Морали нет. Аморальное искусство.

guitar-woman-kitty-bitty.jpg

И только когда в предмете исскуства гармонично сочетаются все три компонента - получается настоящее достойное произведение. Причем чем дальше творец развивается, тем чаще ему становится интересно говорить со зрителем (читателем, слушателем, ладно, пусть будет потребителем) не на прямую. Ведь в произведение вложено столько сил. Ведь гораздо интереснее бывает что-то сказать иносказательно, оставить недосказанность, заставить подумать, почувствовать, попробовать пережить самому. В этом и состоит прелесть исскуства. Новичок конечно может попытаться напихать побольше смыслов или применить в лоб какую-то очевидную или подсмотренную аллегорию. Ну вспомните в фотографии этих невест на ладошке или бабу спиной к камере с намалеванными отверстиями "как у гитары" или с крыльями "какангел", попаданцев в фантастике или злобных пришельцев в недалеком кино.

r9.jpg

Конечно собственные предпочтения и странности автора обязательно влияют на его произведение. В фотографии лучше всего снимают женщин мужчины (а когда снимают женщин женщины - это или не совсем стандартные женщины или они снимают женщин не как мужчины). Мужчин лучше снимают женщины или любящие мужчин мужчины. А детей возможно и скрытые педофилы. Но я не считаю что это плохо. Ведь творчество - это очень мощный механизм для сублимации той же сексуальной энергии (даже если Фрейд и не был во всем прав). Хорошо это или плохо? До тех пор пока остается в рамках исскуства конечно хорошо.

387px-F.jpg

Тут к месту вспомнить мораль и общественное мнение. Но что такое это общественное мнение? Вот внезапно оказалось что девочки без одежды на фотографии - это плохо. А если зайти на любой фотоссайт и посмотреть на работы детских фотографов - там куча младенцев в вязаных корзиночках или на подушка. Разве это не омерзительно? Разве это не педофилия? Разве не найдется педофилов, которые фапают на младенцев а не неполовозрелых девочек? Мне это даже более отвратительно, потому что задумка там уже заезженная. Чисто коньюктурные произведения. А как вам изображения херувимов на старинных картинах, гобеленах, фресках? Это ведь чистая педофилия. Немедленно все замазать! И думаете я просто так глупость говорю? А вы что не помните все эти истории про священников - любителей мальчиков, которых столько пораскрывалось в последнее время? Или плохо знаете историю и не помните какими "благочестивыми" были по крайней мере первые несколько десятков пап Римских? Нет. Совершенно исключено, что голые мальчики там появились случайно.

newborn_studio.jpg

Но почему тогда благородное осуждение общественного мнения такое избирательное? Вот такое оно. Гибкое как дышло. Безмозглое. И лучше всегда сначала думать, а потом делать. А если в чем-то не разбираешься - спроси сначала того кто разбирается.

Я не считаю себя высокообразованным в плане культуры человеком. Как и для большинства мне важен объект в произведении. Но я признаю что голые рабочие на фотографиях Артура Треса - это искуство и девочки у Стерджесса - тоже искуство. Просто это не то на что мне хотелось бы смотреть, когда я ищу интересные мне объекты в исскустве. Однако я вижу там не только объект, но и задумку и реализацию. Бывают и более гениальные творцы. Я не спорю. Но их уровень и произведения определенно заслуживают уважения.

lf.jpg

Ну а теперь раскажите мне про порнографию. Хотя нет, можете не рассказывать. Что я мог сказать по теме, я наверное сказал. Если что еще надумаю - дополню.

Буду рад если кто посоветует хорошие книжки по теме.

Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие я читал. И всем кстати советую.
Tags: забавное, игры, история, кино
Subscribe

  • Enlisted

    Попробовал на выходных обновленную бету Enlisted. И мне понравилось! Есть ощущение той самой правильной Call of Duty. Помню как когда-то пробовали…

  • Батя Русс

    Читаю пропущенные сборники и отдельные рассказы по Ереси прежде чем двигаться дальше по основному циклу. А еще посмотрел фильм Батя. И прямо…

  • Проклятый и душный Писос

    Ох и тягучая книга. Спейсмарины против динозавриков - это совсем не так весело как кажется. Косматые давиниты-культисты с плоскими звериными…

promo live13 май 11, 2014 17:58 46
Buy for 50 tokens
Примерно неделю назад я писал, что заинтересовался этой online-книжкой http://gameprogrammingpatterns.com/ и решил сделать ее перевод. Сам я мог бы ограничиться и английским вариантом, но думаю многим перевод пригодится. В прошлом я уже занимался переводом книг. Не как основной работой. Так,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • Enlisted

    Попробовал на выходных обновленную бету Enlisted. И мне понравилось! Есть ощущение той самой правильной Call of Duty. Помню как когда-то пробовали…

  • Батя Русс

    Читаю пропущенные сборники и отдельные рассказы по Ереси прежде чем двигаться дальше по основному циклу. А еще посмотрел фильм Батя. И прямо…

  • Проклятый и душный Писос

    Ох и тягучая книга. Спейсмарины против динозавриков - это совсем не так весело как кажется. Косматые давиниты-культисты с плоскими звериными…