live13 (live13) wrote,
live13
live13

Акценты в истории России



История мне была интересна еще с первых учебников в школе. Еще тех советских, с цветными картинками. Я никогда не занимался историей серьезно, но со временем меня все больше и больше раздражает одна ее особенность. Даже не знаю как правильно сказать. Фрагментарность, раздробленность. Возможно у тех кто занимается историей профессионально такого ощущения нет, но научно-популярная литература и общеобразовательная программа в школе и институте формирует у обычного человека весьма странную картинку мира. Даже для довольно ученого человека история состоит из отдельных кусочков. Нарубленных по прихоти исторического сообщества достаточно произвольно. Это в первую очередь крайне условные временные периоды и что гораздо хуже жесткие географические рамки. Причем эти географические рамки еще зачастую привязывают к современным государствам.


Почему так происходит понять можно. Осилить всю историю целиком крайне сложно. Приходится использовать декомпозицию и расчленять целое на составные части. К сожалению при этом сильно размывается общая картина и теряются из виду общие закономерности и тенденции. Конечно знание деталей - это хорошо. Но знать как эти детали складываются в более крупные элементы конструкции и все здание истории в целом тоже крайне важно. Объем информации настолько велик, что когда мы оставляем только главные события, даты и личности, теряются многие связи и сложно заметить общее развитие исторического процесса. И это еще не все напасти, которыми страдает историческая наука. Существует еще субъективность оценки исторических событий, во многом определяемая политикой.

Наиболее правильным подходом изучения истории будет пожалуй скрупулезный обзор того что день за днем происходило во всех уголках земного шара, заселенных людьми. Задачу можно облегчить. Изолированные общества можно изучать в отрыве от остальных. Но ни в коем случае нельзя забывать в какой исторический период они существовали, какие события происходили параллельно на главных исторических аренах и в момент когда они перестают быть изолированными, их уже нельзя отделять.

Как описывать история в таком духе - совершенно непонятно. В идеале получается громадная таблица, где каждый столбик - это минимально обособленное сообщество людей, а каждая строка - день. И в каждой ячейке нужно записать что с этим сообществом за день произошло. Очень сомневаюсь, что когда-нибудь удастся составить.

Пожалуй хватит с предисловием. Ближе к делу.

Сначала не про Россию, а про государства в целом. Хоть мне и не слишком нравится такой подход, в любом случае область рассмотрения приходится ограничивать, грубо обрубая рассмотрение важных связей между частями света и ограничиваясь временными рамками. Рассматривать будем условно Европейскую цивилизацию.

Как точку отсчета возьмем сразу Грецию и ее эллинистическую культуру. А потом переходим к Риму, впитавшему эту культуру в себя и ставшему основой современной доминирующей культуры.

И еще одно отступление. Про народы. Чем больше я узнаю историю, тем больше убеждаюсь что люди не меняются. Всем и всегда хочется безопасной ит обеспеченной жизни. Но можно выделить несколько основных моделей поведения людских сообществ.



Самая простая модель - это изоляционистская политика. Общество замкнуто в себе и ни с кем не контактирует. Не отдает никому своих ресурсов и на чужие не претендует. Политика эта проигрышная. Потому что это стагнация без развития. Такое сообщество либо окончательно деградирует, если находится в труднодоступном регионе, либо становится жертвой. На существование ресурсов и производимых продуктов вроде и хватает, но никаких излишком не остается. Такое состояние может быть как вынужденным, так и добровольным. В голову приходят например некоторые южноамериканские индейцы. Они никогда не утруждали себя работой. Никаких технологий, письменности. Все что они делали - это раз в несколько месяцев выжигали поляну в лесу, сажали там съедобные культуры, удобренная перегнившими растениями почва сама давала богатый урожай, его собирали и потом переходили на следующую выжженную полянку. Всего несколько недель работы в году, а в остальное время знай сиди себе под деревом. Другой пример - это цивилизация острова Пасхи. Все начиналось довольно неплохо. Но со временем неразумное природопользования разорило экосистему острова и культура зачахла. При встрече с боле сильными культурами такие культуры обычно не уничтожаются полностью. Они либо оказываются порабощены, либо поглощаются более мощной культурой. Как например выжили, но оказались загнанными в угол многие из не слишком воинственных племен североамериканских индейцев.



Вторая модель - предельно агрессивная. Зачастую сложно сказать, правду ли говорят про народы, придерживавшиеся такой линии поведения. Объединяет их одно. Находившиеся рядом культуры настолько их не любили и боялись что большинство таких народов уничтожено полностью. Про половцев писали только гадости. Ирокезов, Апачей и Команчей тоже описывают, как крайне агрессивных, хотя ведь именно их хотели истребить и прогнать с насиженного места. Главная особенность таких культур заключается в том что агрессивность и воинский дух слабо подкреплены технологическим развитием и стремлением к развитию. Даже если изначально у такой культуры есть перевес в грубой военной силе, со временем она непременно встречает пусть и меньшего по численности, но более технологически развитого противника, котрый за счет технологий (в том числе и новинок в военнм искусстве) перемалывает силы агрессора. После чего у агрессора не остается резервов для восполнения потерь и компенсировать ослабевание технологиями он тоже не может.



Третья модель - наиболее перспективная. Это экспансивная линия поведения. Вместо того чтобы пытаться приумножить собственное благосостояние своим трудом, гораздо разумнее найти боле слабого соседа и отобрать богатство у него. И не просто один раз отобрать, а заставить работать на себя. Ведь в результате можно высвободить больше сил и разобраться со следующим соседом, котрый будет даже посильнее первого. Именно так появляются империи. Особенно выгодно получать контроль над развитыми культурами, которые могут обогатить расширяющуюся не только материально, но и поделиться своими технологиями и культурой. Классический пример - Римская империя. А еще очень интересны примеры двух народов с чисто экспансивным характером - британцев и японцев. Первые пришли с материка на британские острова, успешно потеснили местных и основали свою цивилизацию, а потом еще и довольно спешно пытались завоевать часть материка. Японцы сначала отбили острова у местных айнов, а потом периодами были то изоляционистами, то старались вновь нахлынуть на материк. Для того чтобы придерживаться такой модели поведения, нужно лидировать в дорогах и транспорте. Риму оказалось достаточно самых лучших в смире римских дорог, а последующим нациям для успеха жизненно важным был выход к морю и флот. Голландцам, британцам, французам удалось воспользоваться своим преимуществом. Испания и Португналия гонку проиграли. Натащили из Америки сразу кучу награбленного золота и сами же обвалили рынок золота его переизбытком. Потому и остаются до сих пор в середнячках.



И последняя четвертая модель - технологическое лидерство. Пусть ни одна из успешных цивилизация никогда не придерживалась только одной линии поведения, в качестве примера я хочу привести Германию. Начинали германцы как продолжатели обычаев римлян. Но с развитием мореплавания и появлением колоний, могли бы отойти не то что на второй, а вообще на задний план. Однако богатые культура и наука породили мощные технологии. И в результате даже имея не такое хорошее положение на море как лидеры и не имея столько колоний, Германия была среди государств-лидеров. А вот Польша и Литва не смогли. Наверное потом что не было ни флота, ни технологий. И слабых соседей уже в достаточном количестве не оставалось.

Не знаю насколько в дальнейшем пригодится описанное выше разделение. Теперь я хочу заострить внимание на том как менялись условия жизни людей в Европе с течением времени и какие изменения в политике это повлекло.

Когда людей в Европе было сравнительно немного - большая часть территории была занята лесами. Лиственными лесами. Не только территория современной Франции, а леса до самой Азии. В лесах, можно сказать на полянках, жили племена. Занимались они главным образом выживанием. Было это совсем не просто. Хотябы потому что вокруг были леса с опасным зверьем. Съедобных культур было гораздо меньше чем сейчас. Это сейчас мы свезли со всей Земли самые удобные для выращивания культуры, да еще селекцией вывели хорошие сорта. А тогда если что и было, то в практически диком малосъедобном виде. Приходилось охотиться. Разводить скотину тоже было сложно, потому что ее тоже нужно было чем-то кормить. Со временем, когда леса повырубали и расчистили место под пшеницу стало немного полегче. Это с одной стороны. С другой стороны когда уменьшились площади лестов, стало сложнее охотиться. Да и население выросло в количестве. Самое главное что нужно понять, так это то что смысл жизни заключался в выживании как таковом. Выжить и оставить в живых хоть кого-то из детей. Те кто выбивался в знать дорожили не столько деньгами, сколько контролем над территорией и крестьянами. Потому что излишков каждый крестьянин давал совсем мало. И только когда крестьян у тебя очень много и много земли, на которой они могут работать, можно задумываться о замке и дружине.

Такое положение существовало достаточно долго. Чем быстрее в стране изводили леса и окультуривали сельскохозяйственные культуры, тем быстрее наступал следующий период, когда образовывался избыток пшеницы, производимой крестьянами и ее становилось достаточно для роста городов. А в городах начали появляться мануфактуры. И тут умные люди стали продвигать идею свободы. Начали появляться свободные люди. Если раньше все должны были работать на земле и отдавать небольшой излишек производства своему феодалу, то теперь некоторая часть несвободных работала на производстве, а у свободных людей появлялся выбор. Можно было делать что хочешь. Можно было наслаждаться свободой, ничего не делать и помереть с голоду, можно было наняться на сельхоз работы. А можно было наняться на мануфактуру. Появилась здоровая конкуренция рабочей силы. Если скажем какой-то нехороший свободный человек хотел чтобы ему за работу платили прилично, находились еще свободные люди, согласные работать за похлебку и койку.

Параллельно этому и вобщем еще в то время когда все жили в лесах начали образовываться государства. Почему это происходило? Потому что большинство маленьких поселений жили замкнутыми сами на себя. Конечно торговали и общались с соседями, но занимались только собственным выживанием. Но иногда появлялись инициативные вожди, которые организовывали союзы племен, присоединяли и подчиняли себе соседей словом или силой. А когда объединение становилось достаточно крупным, у него появлялась серьезная сила, способная подчинить любое отдельное маленькое племя или побороться на равных с противником соизмеримой силы.

Пожалуй на первый раз хватит. Даже не подобрался к теме, о которой хотел написать. Но это ведь журнал, а не монография. Продолжение будет в следующем посте.
Tags: история
Subscribe

  • Enlisted

    Попробовал на выходных обновленную бету Enlisted. И мне понравилось! Есть ощущение той самой правильной Call of Duty. Помню как когда-то пробовали…

  • Батя Русс

    Читаю пропущенные сборники и отдельные рассказы по Ереси прежде чем двигаться дальше по основному циклу. А еще посмотрел фильм Батя. И прямо…

  • Проклятый и душный Писос

    Ох и тягучая книга. Спейсмарины против динозавриков - это совсем не так весело как кажется. Косматые давиниты-культисты с плоскими звериными…

promo live13 may 11, 2014 17:58 46
Buy for 50 tokens
Примерно неделю назад я писал, что заинтересовался этой online-книжкой http://gameprogrammingpatterns.com/ и решил сделать ее перевод. Сам я мог бы ограничиться и английским вариантом, но думаю многим перевод пригодится. В прошлом я уже занимался переводом книг. Не как основной работой. Так,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments