
На днях кургинянцы опять весь ЖЖ насмешили. А мелкие боты снова устроили бурю в стакане и наплодили кучу ни чего не значащих комментариев. Давать ссылку не буду. Суть "сенсации" в том что в очередном интервью Стрелков сказал что фашизм лучше чем нацизм, потому что не предполагает дискриминации людей по национальному признаку. Для некоторых то это сразу стало поводом заявить, что Стрелков за фашизм.
А мне кажется что стоит в очередной раз вспомнить, что на самом деле этот фашизм из себя представляет. В обычное время для людей вполне нормально сваливать нацизм и фашизм в одну кучу. Не обязательно разбираться в сортах ***. Но в том тот и дело, что время сейчас необычное. Не стоит и ограничиваться перечнем формальных признаков из википедии. Потому что если посмотреть список стран, в которых существовали фашистские режимы, то каждый из них значительно отлитчается от формального определения. И дело не в том что эти режимы плохие или вдруг хорошие. Просто сильно другие. Со своими особенностями.
Почему у нас принято смешивать нацизм и фашизм? Наверное потому что в СССР не слишком нравилось название национал-социализм. У нас ведь тоже социализм строили. Зачем же путать наш социализм с ихним. Лучше использовать другой термин - фашизм. Тем более что некоторая логика в этом есть. Ведь фашизм был первым, а германский национал-социализм - его последователь. С некоторыми так сказать "усовершенствованиями". Но если бы итальянский фашизм не стал в свое время серьезной политической силой сначала в Италии, а потом и на международной арене, то и его последвоателей из других стран фашистами не называли бы.
А вот в других странах на обывательском уровне эти два понятия возможно и различают. В англоязычных странах совершенно точно часто используется слово nazi, а вот Порошенко недавно в Европе демонстранты освистывали ни называли фашистом. Значит есть какое-то для людей различие.
Давайте теперь поговорим про сам итальянский фашизм. Не стоит считать его только корпоративистским антилиберальным режимом. Немалую роль (по крайней мере для обычных людей) играли и призывы возвращения себе былого величия Рима, потомками которого считали себя итальянцы. В этом собственно и кроется секрет того, почему фашизм далеко не сразу пришел к дискриминации отдельных групп людей по национальному признаку. Вель в Римской империи гражданином мог стать представитель любого народа. Понятно что это быдло совсем не просто. Но хотябы в течение нескольких поколения возможно. Какой-то раб стал вольноотпущенным. Потом его потомок поступил в легион и после службы получил статус гражданина Рима. Конечно патрицием ему не стать, но гражданином - вполне.
Очень важно понимать что было основой различных режимов. В Италии на мой взгляд главной была мама. Да, итальянская мама, женщина средних лет. Именно она восхищалась марширующими в колонах чернорубашечниками в красивой форме и фесках.
- Ах, как замечательно выглядит мой Витторио в своей феске! Он такой красивый и мужественный!
Возможно многие искренне радовались первым плодам фашизма. Когда поезда стали ходить по расписаниям, а итальянскую мафию настолько зашугали впервые за многие столетия, что она начала массово и героически сбегать от фашистов в США. А помните сценку из начала Mafia 2? Мафия там показана как один из главных борцов с фашистом.
Мнение итальянской мамы было решающим. Дуче был мил, красив, хорошо и понятно говорил. А потом фашизм начал проявлять свой агрессивный характер. Италия стала проявлять имперские амбиции. Легкие победы встречали только поддержку. Это и понятно. Однако когда итальянские матери стали получать в массовом порядке сообщения о гибели своих сыновей и мужей - все внезапно изменилось. И когда победы закончились и остался только поток похоронок, итальянская мама Дуче разлюбила. Даже попытка сохранить власть, опираясь на поддержку Германии не увенчалась успехом. Дуче отстранили от власти также легко как и допустили. Возможно даже и легче. А после его убийства его тело избивали и рвали в клочья те самые итальянские женщины, которые еще лет десять назад его боготворили.
В Германии было все не так. В германии был фюрер. В Германии тоже были любящие мамы, но их делом было соблюдение принципа трех K. Вполне возможно, что если бы Германии попался менее человеколюбивый противник, чем СССР, последняя воля фюрера об уничтожении немецкого народа, как не исполнившего свой долг, стала бы реальностью.
А где же еше был фашизм? Википедия подсказывает Испанию и Португалию. В какой то мере это действительно на фашизм похоже. Авторитаризм. Неприятие коммунизма. Но с другой стороны может это просто военизированные тоталитарные режимы и определение фашизма по отношению к ним притянуто за уши? Не знаю.
Бразилия? Это даже не смешно. Для нас, привыкших смешивать понятия фашизм и национал-социализм заявление про негров-фашистов звучит как анекдот.
Румыния? Здесь вообще не о чем говорить. Режим просто попал в тренд. Как только ситуация в мире изменилась и рядом замаячили серьезные игроки никакого режима не стало - как ветром сдуло.
Что остается? Остается желание иметь общего врага. Немцам в этом смысле можно сказать повезло. Были бы они просто фашистами - пришлось бы винить во всем одних коммунистов. А стали националистами - и сразу получилось повесить всех собак на евреев. Хотя и нелюбовь власти к коммунизму - тоже слишком расплывчатый критерий. В истории США бывали периоды когда коммунисты претерпевали гонения на государственном уровне, а в глухомани над ними вообще могли учудить суд Линча. Или вот скажем Индонезия и тамошняя Панча сила. За коммунистические взгляды там просто убивали людей на улицах, врывались в дома и вырезали целые семьи. Но не фашисты. Вполне себе демократия.
Вот такой он странный и расплывчатый этот фашизм. То что был в Италии - бесспорно. В остальных случаях говорить что это прямо настоящий фашизм пожалуй не стоит. Но когда прямо используются методы фашистского режима, то наверное можно назвать тех кто их применяет фашистами.
Journal information