live13 (live13) wrote,
live13
live13

Category:

Нет облакам! Нет копирастии!



Если кто-то до сих пор еще не понял - облака это плохо. Теоретически их можно рассматривать как средство для бекапа. Но и только.



Зависеть от облачных технологий плохо. Любой сервис может быть взломан, может в любой момент оказаться недоступным как по техническими так даже и по политическим причинам. Могут внезапно перестать работать права доступа и то что должно было быть скрыто станет доступно всем или же к этой информации доберется инсайдер сервиса или внешний хакер. Все уговоры насчет низкой - глупость, потому что сейчас стоимостью HDD винчестеров напугать кого либо проблематично.

Но это все касалось больше сервисов хранения информации. Со службами доступа к услугам все еще хуже. Они уязвимы. Взламывают Microsoft. Взламывают Sony. Взламывают Apple. Происходит это регулярно. Если эти компании после всех предыдущих взломов не сделали никаких выводов и по прежнему уязвимы, то можно ли расчитывать на надежность сервисов от компаний победнее? Нет! Определенно нельзя.

Если кто-то наивно полагает что опасность заключается только в угрозе невозможности пользоваться сервисом- он глубоко ошибается. Даже опасность остановки рабочего процесса и значительных денежных убытков, если ваш процес зависит от подобного сервиса - это ерунда. В самом ближайшем будущем современный бум облачных средств хранения и предоставления услуг грозит вымыванием целого пласта нашего культурного наследия. Для меня очевидна угроза сохранения доступа к компьютерным и видеоиграм, однако уверен что только этим опасность не ограничивается. Когда-то я уже об этом писал, но проблема не теряет своей актуальности.

Компьютерные и видеоигры - крайне уязвимая с точки зрения сохранения медиапродукция. Книгу сохранить легко. Книга - это текст. Если в книге есть картинки, то можно сохранить картинки. С помощью чего в будущем будут читать книгу - не суть важно. Главное что она так просто не исчезнет. С картинами сложнее. Я не знаю сколько могут храниться полотна. Несколько сотен лет как показывает опыт могут. Но вот что произойдет с признанными сейчас произведениями через тысячелетие - большой вопрос. Если человечество не решит всетаки покончить с собой и планетой в обозримом будущем, кому-то в будущем придется ломать голову и над этой проблемой.

С фильмами тоже не все так просто. Можно отсканировать пленку под DVD. Можно под BlueRay. Но сканеры до сих пор совершенствуются и до сих пор не способны вытянуть всю информацию, которую можно получить с хорошо проявленной пленки без остатка. Поэтому большинство фильмов удастся спасти от смерти на пленке, но не факт что потомкам они достанутся в наилучшем виде.





С играми все сложнее. Начались они как замкнутые в себе системы - монтажные платы с радиоэлементами. Оригинал сохранить конечно будет сложно, но если есть схема, даже в будущем элементную базу Pon for Two можно будет хотябы эмулировать. С поколениями игровых систем, работающих на картриджах в целом дела обстоят не так уж плохо. Во-первых большинство картирджей удалось сохранить в виде дампов памяти в rom файлах. Несмотря на присутствующую в некоторых консолях защиту и нестандартные расширения на некоторых картриджах, работу большинства аппаратных решений удается эмулировать даже не на самом мощном по сегодняшним меркам железе. Так что эта часть наследия игровой индустрии к счастью защищена от воздействия времени.



С персональными компьютерами немного сложнее. Замкнутые стандартизированные системы типа ZX Spectrum эмулируются также как и консоли. Проблем с ними немного. Гораздо хуже дело обстоит с громадиной открытой и невероятно многообразной платформой IBM PC совместимых машин. Все дело в том что когда ресурсы компьютеров были для игр явно недостаточны, разработчикам приходилось идти на всякие ухищрения. Писать игры, скорость работы которых зависела от скорости процессора, использовать недокументированные возможности и глюки в работе процессора или периферии. А потом происходила очередная компьютерная революция, появлялось новое решение и старые программы переставили работать должным образом. Несмотря на все режимы совместимости работы процессоров и старые как экскременты мамонта куски кода в той же Windows, старые программы просто так на новых компьютерах не работают. Это факт. Спасает опять таки только эмуляция с помощью решений типа DosBox. Какое-то время назад мы жили в сладком неведении и думали что подобные проблемы касаются только старых игр под DOS. Оказалось ничего подобного. Игры под Windows, использующие DirectX не менее уязвимы. Ой простите, я ведь пропустил целое поколение, использующее Glide и прочие вещи, которые были до победы DirectX. А сейчас кстати и DirectX не безусловный лидер, потому что большинство игр пишется на многоплатформенных Open GL движках. Многие игры конца 90-х, начала 2000-х сейчас уже не запустить, потому что современные видеокарты не поддерживают какие-то устаревшие функции. Проблему уже не так просто решить эмуляцией в лоб, потому что непонятно что эмулировать. Видеокарту? Баги в видеокарте? Драйвер видеокарты, написанный с поддержкой данной игры или глюки в этом драйвере? Проблема совместимости нарастает как снежный ком, хотя по спецификациям тот же DirectX как бы полностью совместим со всеми своими предыдущими версиями.



Не стоит забывать и про консоли, использующие в качестве носителей диски. Диски возможно и надежнее дискет, но если бы в свое вермя не удалось переписать старые игры с дискет и сломать их защиту, большинство старых игр было бы сейчас потеряно. С дисками ситуация гораздо хуже. Когда диски только появились, они считались образцом надежности хранения информации. Возможно для первых образцов дисков это были верно. Изготовлялись они наверняка чуть ли не штучным методом из лучших материалов и с максимальным соблюдением всех технологий. Но реальность далека от идеала. Диски портятся. Если хранить их в излишне влажной или излишне жарком месте - они портятся. Если поцарапать - портятся. А еще лет 10 назад было сделано открытие что в некоторых частях мира диски подвергаются атаке плесневых грибков. Дорожки просто разрушаются и информация пропадает. Какой можно сделать вывод? Диски ненадежны и требуют резервного копирования. Здесь то и кроется проблема. Первые системы, использующие диски защиты от копирования не имели. Потом что у простых людей не было возможности изготовить копию. Но все изменилось после того как появились пишущие приводы. Диски начали защищать от копирования. К счастью защиту первых систем обходить в целом научились. Н оесть и еще одна проблема. Сами приводы консолей. Лазер в них довольно уязвим и гарантировано может работать всего несколько лет. Всегда можно найти исключения в виде приводов, исправно работающих лет 10, но на то оно и исключение. Просто так взять и починить тоже не легко. Много вы знаете мест, где сейчас производят запасные приводы например для Sega CD? Частично спасает опять эмуляция. Эмуляторы Sega Saturn, Sega Dreamcast, PS One, PS 2 существуют. Но увы поддерживают далеко не все игры и не всегда в лучшем виде. Увы у нас потери. Возможно что некоторые безвозвратные.



Чем ближе к светлому будущему, тем как ни странно хуже. Защиту XBox 360 и PS3 взломать удалось. Но тоже с большими проблемами. Новые консоли соответственно пока держатся. А развивающийся интернет принес новые проблемы. Когда игра делается ен в виде продукта,а в виде сервиса - это означает что без фукнкционирующего сервера она бесполезна. Не важно предполагает она мультиплеер или нет. И как только сервер становится для вас недоступным - игры у вас больше нет. Неважно что думают о себе корпорации. Они могут пережить одного человека. Могут раздавить одного человека если захотят. Но они тоже не вечны. И потом для отключения сервера совершенно не нужна гибель всей корпорации. Достаточно чтобы пришел новый эффективный менеджер, знаменитый своими продажами туалетной бумаги посчитал дальнейшую работу сервера нерентабельной. На этом все. Есть у вас диск или скачаная копия игры - не важно. Самой игры больше нет. Уничтожена.



Бывают вещи похуже. То что делает Apple в своем AppStore пожалуй еще хуже. Игра там появляется, продается какое-то время. Выходит новый гаджет и версия iOS. Если разработчик хочет продавать игру дальше - он делает апдейт. Если нет - игра исчезает или перестает работать на новых устройствах. Даже если вам удалось взломать устройство, взломать игру в виде apk файла, вы врядли сможете что-то с ней сделать. На новом устройстве она работать не будет. Возможно когда-то и напишут эмулятор работы всех версий iOS на всех Apple устройствах. Будет это скорее всего не скоро и совсем не просто. Единственое что можеть радовать так это то что под iOS практически нет ни одной хорошей игры. Как ни прискорбно было бы это говорить.

Будущее выглядит еще пессимистичнее. Уже в этом поколении Sony и Microsoft хотели сделать рывок к облачным службам распространения игр. Игра как сервис. Подключаешься к серверу и играешь. А потом на сервере сбой, или тебя или твою страну отключили, или провели реструктуризацию компании и все. Игра мертва.



Кто-то конечно сразу скажет. Да ты любишь пиратить! Да люблю. Но это мое личное дело и смысл поста не в этом. Я вполне согласен с тем что корпорации не хотят чтобы я спиратили игру в день релиза. Я против того чтобы после того как игра перестанет приносить ощутимую прибыль, ее слили в унитаз. Неважно произойдет это через год или через 10 лет после релиза. Главное чего я хочу, так это того чтобы подобно книжке которую можно будет прочитать и через 100 и через 200 лет, в любую вышедшую игру было возможно поиграть через те же самые 100 и 200 лет. И если об этом не хотят позаботиться корпорации, этим приходится заниматься обычным людям.

Я понимаю юношеский максимализм некоторых, которые скажут что через 200 лет никому эти игры будут не нужны. Но также можно говорить и о книгах. Кому сейчас нужно УГ Шекспира. Подумаешь насобирал всяких баек по округе и накропал ерунды. Ну пропали бы его произведения и невелика потеря. Что, не прожили бы без них? Прекрасно прожили бы! И Джаконда тоже никому даром не нужна. Доктора некоторые думают что у нее вообще зубов нет. Потому так странно улыбается. И вообще дура была наверное.

Какой есть выход? Не знаю. Единственное что могу сказать, что бороться с копирастией нужно. Хорошо бы конечно на законодательном уровне. Потому что когда система создается как защищенная, а потом когда прибыль с нее получена просто забывается - это ненормально. Защита имеет право на существование. Но разумная. И самое главное она должна создаваться таким образом, чтобы через какое-то время была возможность ее безболезненно снять. Пусть через 5, через 10 лет. Не важно. Главное чтобы была сама возможность.



Давайте вспомним под конец новую Denuvo. Кто-то пустил утку о том что она постоянно перезаписывает один бит на винчестере и может его испортить. Допустим что это утка и на современных машинах она работает нормально. Но сейчас уже есть гибридные винчестеры, совмещающие SSD и HDD компоненты. Хорошо. Допустим с ними она тоже работает. Предположим через год винчестеры настольных систем преодолеют барьер 10 Тб. Я не знаю какие решения будут при этом использоваться и насколько будет совместима с ними защита. Хорошо. Допустим для Denuvo через год выпустят патч для поддержки новых винчестеров. А что будет через 2 года? Через 10? Вы готовы дать руку на отсечение и гарантировать что компания, разработавшая Denuvo будет жива и будет поддерживать свою защиту и через 2 года и через 10 лет? Я бы на вашем месте задумался. Если ставишь капкан, кто-нибудь в него попадет рано или поздно. Также и с защитами. Понятно что всегда будут находиться желающие взломать новомодную защиту. Но мне кажется что сама эта практика порочна по своей сути. Пора бы уже относиться к играм как к исскуству и культурному наследию и прикладывать усилия для их сохранения, а не уничтожения.

P.S. Кстати Denuvo связана с Sony. А Sony уже не раз и не два облажалась со всякими защитами. Доходило до того, что от некоторых защит ее заставляли отказываться в судебном порядке.
Tags: consoles, pc, игры, история
Subscribe

  • Видение Star Wars

    Глянул вчера Star Wars Visions. Очень похоже на то что нарисовали для Warhammer+. Не хочется просто плеваться и даже замечаешь некоторые…

  • Фантастическая осень и возвращение блудного Diablo

    Какое прямо совпадение! И фильм про группу Дюна и экранизация Основания в одном и том же году и в одно и то же время! Дюну еще не смотрел, но…

  • Главное игровое событие года?

    Тут внезапно на днях показали анонс очередной реинкарнации Jagged Alliance. На этот раз "точно-точно настоящее продолжение", а не все вот это вот. Из…

promo live13 may 11, 2014 17:58 46
Buy for 50 tokens
Примерно неделю назад я писал, что заинтересовался этой online-книжкой http://gameprogrammingpatterns.com/ и решил сделать ее перевод. Сам я мог бы ограничиться и английским вариантом, но думаю многим перевод пригодится. В прошлом я уже занимался переводом книг. Не как основной работой. Так,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 105 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Видение Star Wars

    Глянул вчера Star Wars Visions. Очень похоже на то что нарисовали для Warhammer+. Не хочется просто плеваться и даже замечаешь некоторые…

  • Фантастическая осень и возвращение блудного Diablo

    Какое прямо совпадение! И фильм про группу Дюна и экранизация Основания в одном и том же году и в одно и то же время! Дюну еще не смотрел, но…

  • Главное игровое событие года?

    Тут внезапно на днях показали анонс очередной реинкарнации Jagged Alliance. На этот раз "точно-точно настоящее продолжение", а не все вот это вот. Из…