live13 (live13) wrote,
live13
live13

Category:

Чайная фабрика Ахмад Ти. Экскурсия для блоггеров

На этой неделе в составе нашей блоггерской компании удалось съездить на экскурсия на чайную фабрику Ahmad в Харькове. Договаривался об экскурсии egorov, за что ему тоже большое спасибо. Честно говоря никогда не интересовался чаем настолько глубок. Поэтому кое-что из увиденного и услышанного было для меня маленьким открытием. Я бы сказал больше. Теперь у меня даже отношение к чаю немного изменилось. Может и вам буде интересно. Фотографий в посте тоже предостаточно.






Встретила нас представитель фабрики Ксения и наша экскурсия началась с небольшого рассказа о чае вообще и чае Ahmad в частности в конференц зале.



Первым делом я конечно поснимал все что вокруг было. Т.е. всю линейку продуктов Ahmad на стеллаже и всякие стенды на стенах.













В том числе и такую награду, говорящую саму за себя.



Наконец все расселись. Нас угостили чашечкой чая и нас стали рассказывать о чае.



У меня вовсе нет цели написать доскональную историю торговой марки Ahmad. Я буду писать только о том что запомнил и что показалось мне интересным. А все остальное при желании можно найти на сайте компании http://www.ahmadtea.ua/. Там даже не только про чай, но и про Англию много инфомрации.



Прежде всего о позиционировании. Как и на любом другом рынке, чайная индустрия делится на верхний элитный сегмент, средне-верхний и нижний. Ahmad как раз работает в средневерхнем. На рынке Украины его основные соперники Lipton и Greenfield. При этом сам Ahmad лидирует с максимально зафиксированной долей на рынке около 13%, а конкуренты отстают на пару тройку процентов. Вместе они практически и заполняют собой нишу хорошего чая. Есть еще более мелкие бренды, средние и элитные, а остальную массу представляет собой более дешевая и как бы правильне сказать более простая продукция. Но об этом позже.



Приятно что в отличие от других отраслей, представители Ahmad не начинают разговора с того какие они хорошие и какие конкуренты плохие. Вовсе нет. В чайной отрасли так не принято. Продукция всех трех лидеров на рынке Украины хорошая. Кого выбирать - дело в куса. Причем буквально. Не бывает просто хорошего чая. Бывает хороший бленд, который нравится конкретному потребителю. И вот тут уже можно говорить о разнице в позиционировании. Ahmad ориентируется на классические вкусы. Основные его бленды имеют уже полувековую историю. Новый появляются, но совсем не хаотично и не слишком часто. Почему так - будет понятно дальше.



Теперь немного о том как чай делается. Конечно на всей фабрике нам не смогли показать ни одного зеленого листка чая. Но это и не удивительно. У нас чай не выращивают. Плантации, продукцию которых использует Ahmad находястя в Кении, на Цейлоне, в Индии и Китае. Рынок чая сформировался давно и у него есть свои законы. Просто так поехать на плантацию и купить сырье не принято. Вместо этого поставщики сырья выставляют свою продукцию на аукцион, а представители компаний - производителей блендов участвуют в торгах и закупают сырье для своей работы. Естествен6но цены на этом рынке плавающие, каждый год объему урожаев и даже качество сырья немного варьируется.



Как чай выращивают? Картинок в сети много. Но смысл один. В подходящих по климату местах чайные плантации обычно устраивают на склонах. По этим склонам вдоль чайных кустов постоянно ходят женщины- сборщицы (потому что роботы пока слишком дорогие, а простейшие средства механизации работы слишком грубы) и срывают с каждого куста два верхних листочка и почку между ними. Так получают сырье для настоящего чая. Конечно для самого дешевого напитка из низшей ценовой категории могут просто весь куст пошиковать. Но сегодня не об этом. Некотоыре плантации настолько большие что пока сборщицы поднимутся наверх, на кустах внизу уже начинают отрастать новые листики. Так периодически чай и собирают. Не один урожай в год получается. Куст живет лет до 15, а чтобы вырастить новый нужна примерно пара лет.



Честно говоря даже и не знал никогда что весь чай - это на самом деле одно и то же растение - китайская камелия. А вся разница между сортами - это местность произрастания и всякие мелкие особенности.



Дальше сорванные листики загружают вот в такую констркуцию. Только конечно размеры у нее будут гораздо побольше. Это не просто пресс. Листья здесь надрезаются, а потом сворачиваются в подобие трубочки.







И здесь уже начинаются всякие тонкости. От количества надрезов будет зависеть как быстро сок вытечет. От этого уже будет зависеть насыщенность вкуса. Дальше начинается еще больше интересного. Листики чая в своем соку оставляют на некотрое время. Если в соке их держат недолго - получается чай зеленый. Чуть дольше- желтый. А дальше уже красный и самый черный. После этого чай слегка подсушивают и сушат окончательно в специальной печи. Все. На этом сырье готово. Его упаковывают и продают на аукционе.



Когда мы отправились на экскурсию по самой фабрике мы как рази увидели кругом мешки с этим самым сырьем. Упаковано оно герметично и может храниться в таком виде до 3-х лет. Конечно столько оно никогда не лежит. Обычно через несколько месяцев из сырья уже делают готовый чай. Чай в свою очередь положено хранить до двух лет.



Думаю теперь самое время показать фотографии с экскурсии. Нам всем раздали халатики, шапочки и бахилы. Работники фабрики к экскурсиям привыкшие. На фабрике часто проводятся экскурсии, в том числе и для школьников. Поэтому блоггеры, как вполне себе вежливые люди никому не мешали и от работы не отвлекали.



Началась экскурсия с верхнего этажа. Собственно такой путь будущий чай и проделывает. От сырья на верхнем этаже до готовой продукции на нижнем.

Вот оно - сырье для будущего чая в мешках. Его уже проверили в месте упаковки. На самой фабрике также проводится выборочный контроль. В мешке делается дырочка, берется проба чая. А что с ней делается - увидим дальше.



Сами же мешки загружают на такие конвейеры. Над каждым - набор магнитов, чтобы избавиться от всякого постороннего мусора. Когда мы пришли было вообще-то не время загружать сырье, но для нас один мешок всетаки распотрошили.

















Спускаемся на этаж ниже. Здесь уже находятся резервуары с чайным сырьем, загруженным на верхнем этаже.



Есть большие.





И есть маленькие. Почему они такие разные будет понятно дальше.





Спускаемся еще на этаж ниже. Вот здесь уже полно людей, конвейеров. Здесь чай смешивается в нужный пропорциях и упаковывается. Т.е. превращается в готовую продукцию.





























Есть даже автоматизированная линия.









А дальше мы оказались в гораздо более скромном по размерам, но не по важности помещении - лаборатории.



Главный здесь - Али Реза Шуши Дезфули - единственный в Украинском отделении компании ти-тестер. Именно он отвечает за качество сырья и за то чтобы финальный продукт соответствовал эталонным образцам. Вообще-то ти-тестеры занимаются и разработкой новых блендов. Но в Ahmad этим занимается британское отделение.







Мы как раз попали в тот момент, когда проверялась очередная партия продукции. Чай разливается в специальные чашечки. Потом заваривается и слегка при этом остывает градусов до 70. А потом в дело вступает ти-тестер. Чай из чашечки он пьет с непередаваемым свюрканьем, особым тестерским способом. Конечно ничего общего с чопорными британцами и этикетом здесь нет. Это специальная техника, позволяющая лучше понять вкус. Как и в случае с дегустацией вина Ал Реза сплевывает чай в другую чашечку и переходит к следующему образцу.















На стенде рядом контрольные образцы. Яркие, с этикеточками. Но как на любом реальном производстве рабочие образцы выглядят совсем не так. Вот они - в шкафчике. Без красивых наклеечек. Зато чувствуется в них какой-то алхимический, что-ли шарм.







Самый интересный вопрос к ти-тестеру - любимый бленд чая. English Breakfast. Вот такой ответ. Как я уже писал раньше дело не в том что он лучший. Просто дело вкуса.

В складском помещении уже не так интересно. Ждут своей отправки в магазины стеллажи готовой продукции. Чай уже надежно упакован и не так требователен к условиям хранения. На верхних этажах все строже. Там даже температурный режим определенный поддерживается. И всетаки требования к хранению чая есть. Правильное хранение пачек - забора розничных сетей, а нам к4ак потребителям рекомендуется хранить открытый чай в металлической или стеклянной посуде, в которой чай не будет выдыхаться.





Бленды чая не ограничиваются разделением по шкале зеленый-черный. Каждый бленд может представлять собой смесь до 30 различных видов чая. Особняком стоит пожалуй Английский №1. Это не смесь. Это один конкретный сорт чая. Добавляют в чай и другие компоненты. В представленной на Украине линейке Ahmad использует натуральные компоненты. Т.е. если это жасмин, то в чай добавляются бутоны жасмина. Вот поэтому сырье и используется в разных количествах. Чего-то нужно больше, а что-то добавляется в смесь в небольших количествах.

В целом конечно в производстве чая нет каких-то космических технологий. Этим многие пользуются. Даже у нас на Украине почти треть рынка занимают всяческие простые бренды. Практически каждая торговая сеть может закупить на аукционе сырья. Возможно даже и неплохого. Намешать его как угодно позаковыристей с помощью компаний фасовальщиков, добавить от души ароматизаторов и получить самодельный бренд. Ни о какой повторяемости вкуса тут обычно речь не идет.

У Ahmad политика другая. Сырье закупается централизовано. И если вы купите в одной стране конкретный бленд, он будет таким же как и в любой другой. Другое дело, как нас рассказала бренд-менеджер Марина, что ассортимент в разных странах немного отличается. Связано это с местными особенностями. Например в России чай пьют больше чем на Украине. Причем популярны не только простые чаи, нои всякие фруктовые и ароматизированные смеси. На Украине в большинстве случаев чай - это просто чай. Обычно черный.

И под конец хочу рассказать об еще одном распространенном заблуждении. О крупности помола чая. Сам Ahmad никакую чайную пыль не использует. В процессе работы она удаляется через системы вентиляции. И действительно. Вся фабрика пахнет непередаваемым ароматом чая, но никакой чайной пыли в воздухе не летает. Тем не менее существует распространенное заблуждение что чай в пакетиках - это чай низшего сорта. Потому что там он совсем мелкий. Иногда даже на пыль похожий. Скорее всего это поверие пошло от всяких подпольных фасовщиков 90-х. Возможно они просто в пакетики чайную пыль и сыпали. Настоящие производители чая, такие как Ahmad конечно таким не занимаются. Али Реза объяснил нам, что в отличие от обычной заварки, чай в пакетиках предназначен для быстрого заваривания чая. И вот для того чтобы вкус быстрее и проще передавался через пакетик, его дополнительно измельчают. В остальном же он полностью аналогичен чаю из пачки.



На этом пожалуй все. Вот вам еще телефонная будка в традиционном Лондонском стиле с территории фабрики. Насколько я знаю это уже вторая в нашем городе.

Tags: репортаж, фото
Subscribe

  • Fargo не так прост!

    Я уже писал что 4-й сезон вызвал у меня несколько смешанные чувства. С одной стороны это все так же стройная история, крайне достойно…

  • О том что случается когда фабрики стоят

    Примерно лет 12 назад (ну или оклол) качественные цифровые фотокамеры стали доступны даже фотолюбителям. И тогда очень был популярен мем про…

  • Самоизоляция

    Крашу понемногу на самоизоляции. Правда последние недели две замедлился. А вначале вообще разогнался. А ваши как дела? Следом за подкреплением…

promo live13 may 11, 2014 17:58 46
Buy for 50 tokens
Примерно неделю назад я писал, что заинтересовался этой online-книжкой http://gameprogrammingpatterns.com/ и решил сделать ее перевод. Сам я мог бы ограничиться и английским вариантом, но думаю многим перевод пригодится. В прошлом я уже занимался переводом книг. Не как основной работой. Так,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments