live13 (live13) wrote,
live13
live13

Categories:

Про Apple, Windows, DRM, In-App и прочую мерзость

Вчера я не успел написать все что хотел. Сегодня начну с небольшого обзора того что происходило на одном из самых важных рынков игровой индустрии - на PC.
http://live13.livejournal.com/299845.html




До определенного момента все было относительно хорошо. Но потом пришел большой бизнес. И стали происходить странные вещи.
Для примера есть хорошая команда разработчиков. Она делает хорошие игры. Приносит прибыль. И тут большой специалист по продажам мыла которые решает у издателя финансовые вопросы решает сделать следующую игру в серии, но попроще. Команду отвлекать не будем. Привлечем новичков. Они и обойдутся недорого. Имя раскручено. Лохи должны купиться. Иногда действительно игроков удается провести. Чаще всего нет. Игру не покупают. Вопрос почему? Бывший продавец мыла мудак? Конечно нет! Плохая игра, плохая франшиза. Игр в этом сеттинге больше делать не будем. Он плохой. А команду, сделавшую оригинальную хорошую игру закроем.
Бывает и по другому. Есть хорошая игра, нужно делать продолжение. Но команда какая-то наглая. Хотят больше денег. Лучше выгнать самых наглых и набрать менее требовательных. Вроде и компания та же. И фанаты спокойны. Однако на тех самых наглых зачастую все и держится. В результате продолжение плохое. Никто не покупает. Значит франшиза плохая. Не будем больше по ней ничего делать. И команду разгоним раз плохая.
Но я опять отвлекся. В поисках упущенной прибыли разные умники начали изобретать новые модели распространения.
Так появились эпизоды. Мне этапе идея никогда не нравилась. С точки зрения бизнеса это хорошая идея. Потребитель покупает малыми дозами малые порции и хочет еще.
На самом деле ничего хорошего это не дает. Лично мне всегда хочется дождаться пока выпустят все эпизоды и пройти их как нормальную игру сразу. А лучше вообще не играть в такую сомнительную поделку. Я кстати так ни во что подобное и не играл кроме Sin и Half-life. Про Sin говорить особо нечего, а Half-life несмотря на новое название разрабатывалась по старому. Все эти эпизоды - по сути добротные аддоны.
DLC появились когда на консолях появился нормальный интернет. Это уже откровенная попытка выжать дополнительные деньги из игроков.
Не знаю что было в индустрии в 80-х, 90-х, но сейчас если посмотреть на 2000-е, можно заметить как разработчики и издатели подобно стайке леммингов бегают от одной открытой золотой жилы к другой. Особенно у нас здесь в СНГ. Мобильные телефоны с недоиграми, браузерные игры, дешевые MMO, казуалочки, социалочки, с недавних пор игры для iOS, игры с In-App, игры с рекламой. Каждая жила на самом деле оказывалась пропастью в которую падали и падали подталкиваемые бегущими сзади лемминги. В результате вымерли почти все.
Вместо того чтобы подарить миру много хороших игр про российскую индустрию по большому счету можно сказать только, что она дала людям Ил-2. Да есть еще игры, но не много. По большому счету это все.
Кто в этом виноват? Не знаю. Знаю только что мы могли бы быть способны на большее если бы не тратили усилия на фигню.
Что всегда меня поражало в крупных корпорациях - так это полнейшее пренебрежением желаниями и удобством простого пользователя.
Возможно Apple рассчитывает что проживет и без Джобса. Я сомневаюсь конечно, но вдруг. Одного я понять не могу. Если больше всего прибыли на iPhone и iPad приносят игры, то почему Apple до сих пор не озаботится проблемой что нормально играть на этих устройствах в классические аркады практически невозможно. По той простой причине что у них нет аппаратных кнопок, крестовины или миниджойстика. Все мы знаем прямолинейные попытки Nokia скрестить телефон и консоль. Не получилось. И не могло. Потому что к этому гибриду еще нужно было привлечь людей. Без игр нельзя было привлечь игроков, а остальным как мы знаем вообще ничего не нужно. Тем более телефон-консоль.
Но сейчас, вернее несколько поколений iPhone назад ничто не мешало Apple вкладывать в каждую коробочку с iPhone док станцию с крестовинами и кнопками, превращающими телефон с подобие PSP. Это кому-то мешает? Нет. Поднимает и так не малую стоимость устройства? Нет. не имеет аналогов на рынке? Нет. Например ко многим беззеркалкам в комплекте дают съемную вспышку. Нужна вспышка - одел и пошел. Нужно поиграть - одел насадку-геймпад и играешь. Можно и без нее. Со стандартным API который поддерживает одновременно и аппаратный геймпад и его наэкранный заменитель. У Apple конечно еще есть шанс, но мне кажется 12 сентября мы ничего не увидим. А время идет. Через несколько лет внимание казуалов переключится на какую-то новинку, а Стив Джобс не восстанет из могилы чтобы снова пропиарить iPhone. К тому же уже сейчас многие казуалы думают что Samsung выпускает то же что и Apple, только дешевле. Осталось только убедить их что не только дешевле, но еще и лучше. Так что я думаю что Apple вскоре придется закапывать. Не сейчас конечно. Скорее всего через несколько поколений iPhone. Может мы еще доживем до времен когда в iPhone появится FM радио.
Мне кажется что сейчас самое время опять вернуться к Windows и вполне возможно вскоре именно туда ринутся все лемминги. Но не все так хорошо у Microsoft. Совсем не хорошо. Windows 8 была хорошим шансом начать все с чистого листа. Начать по новому, правильно. Доделать все технологии, разрабатываемые еще с начала 2000-х. Ведь Apple такое уже делала, когда перешла на BSD, процессоры Intel. И теперь пожинает плоды.
В Windows много ужасного. Тянущиеся со времен Win 3.11 куски якобы для совместимости, ужасные видеокодеки, видеофильтры и прочая дрянь через которую кое-как можно проигрывать видео, расплывчатые планы насчет DirectX, который также отчаянно требует реконструкции и в довершение всего непонятно откуда и для чего натянутый сверху интерфейс с бывшим названием Metro. Добавим непонятную участь XNA на который похоже забили до выхода нового Xbox и страшный магазин приложений.
Начну с последнего. Магазин приложений если честно пугает. Не самим фактом своего существования, а тем как он может функционировать. Самое страшное – это если нас попытаются как в Zune или Windows 7 закачивать все через облако и хранить в этом облаке как можно больше данных. Еще может получиться параноидальная система, не дающая установить сторонние приложения, как например в Simbian OS у Nokia. Хуже системы я не видел. И все-таки надежда есть. Если Microsoft не станет вести себя слишком тоталитарно и создаст для разработчиков приемлемые условия, через этот магазин можно будет продавать как обычные приложения и утилиты, так и нормальные игры. Остается только ждать октября и смотреть что получится. Собственно для Microsoft это последняя надежда. Если они не сильно будут жадничать, лемминги вполне возможно перебегут к ним. В противном случае Microsoft рискует на ближайшие годы окончательно потерять потребительский рынок. И конечно попытка самоизолироваться, не пускать никого извне, запрещать приложения не из магазина ни к чему хорошему не приведет.
Но меня больше волнуют игры. С этим тоже не все так хорошо. Похоже в Microsoft осознали что для больших игр C# не годится. Наверное, понимали это и раньше, но упорно продолжали делать вид что это не так. В данный момент игры на C# и XNA будут запускаться только в режиме совместимости. Казалось бы C++ и DirectX хорошие инструменты. Нужно просто собрать их, пересомтреть и прийти наконец к какому-то одному варианту чтобы не было одновременно DirectX 9, DirtectX 10.1, DirectX 11. Все, что было написано раньше должно работать в режиме совместимости. Причем так чтобы запускалась игра, использующая любую версию DirectX Runtime. А не как сейчас, когда их наплодили 50 штук и поди угадай какую для игры нужно. И не просто запускаться и валиться с ошибкой, а работать. Иначе кому нужны все эти режимы виртуализации? Производители железа конечно тоже знатно подгадили. Сейчас, когда у большинства пользователей недовидеокарты Intel и подобная дрянь, которая как бы все поддерживает, но реально не работает, сложно ориентироваться на высокопроизводительные системы. Ведь и здесь компьютеров много, а геймеров и игровых компьютеров мало.
И что же в этой ситуации делает Microsoft? Да в общем ничего. Если открыть MSN и почитать про Windows 8 и игры в ней, то можно подумать что то что там написано писал какой-то обкуреный индус. Нелепые пассажи про то что если вы хотите делать игры, вы может выбрать то-то, все очень просто, простые примеры кода на 10 страниц и никакой конкретики.
Оказывается, неизвестные гении решили и игры поделить на 3 типа. Игры для интерфейса Metro, написанные на Java, игры для Metro на C++ и DirectX и наконец, где-то в конце просто игры на C++ и DirectX.
Может конечно java и позволит сделать что-то хорошее. Те же я дро.. ищу для казуалов. Но при чем здесь интерфейс Metro? А каким боком интерфейс Metro относится к C++ и DirectX? Кто-нибудь помнит игры под Windows с интерфейсом Windows? Для тех кто не помнит могу напомнить Цивилизацию. Много хорошего дал играм этот интерфейс? Ответ – 0. Zero. Sub-Zero. Так зачем наступать на те же грабли? Ведь есть задачи поважнее. Для того чтобы игры под Windows были хороши можно и честно говоря нужно бы сделать еще очень и очень много. Очень желательно сделать для этого эмуляцию машины реального времени чтобы минимизировать тормоза. Игру запускать в виртуальном окружении, чтобы легко можно было сохранять и восстанавливать состояние игры. Не через save, а целиком, всю занятую игрой память. И наконец для игры нужно переключать игру в специальный эксклюзивный режим, в котором ее не будут тормозить другие процессы, и в котором она сможет использовать полную мощность системы. А еще написать полноценную поддержку многоядерных процессоров, чтобы разработчику не приходилось об этом заботиться и заниматься написанием только самой игры. Чтобы не было такого безобразия как на iOS, где из 512 мб памяти приложение может использовать в лучшем случае 32. Да и то не факт. Может получиться, что кто-то до игры уже загадил память устройства и игре не достанется даже 32 мб. А при пересечении невидимой границы OS просто безжалостно убьет игру. Такое постоянно случается не только с играми под iOS, но и с приложениями самой Apple. Например со злосчастным iBooks.
Кстати и на habrahabr сегодня появился перевод статьи на сходную тематику.

http://habrahabr.ru/company/nevosoft/blog/150535/#habracut

Много говорить про In-App мне не хочется. Конечно это не честно. И опять таки мне всегда были больше интересны законченные произведения, а не туманные «сервисы». В произведении есть завязка, интересный игровой опыт, рост умений игрока, развитие сюжета, персонажей и концовка, в лучшем случае позволяющее пережить чувство катарсиса, что свойственно еще со времен древней Греции только выдающимся произведениям. В сервисе такое маловероятно. В лучшем случает там может быть интересный игровой процесс. Идея Pockemon или Monster Hunter хороша, но не годится для всех игр подряд. Не могут хорошие игры превратиться в оболочку для In-App или разбиться на эпизоды.
Кстати в техническом плане DLC и In-App обычно значат совсем не то, что подразумевается. Обычно никакой контент и не скачивается. Он просто разблокируется внутри программы. Apple могли бы сделать соответствующий механизм. Покупаешь In-App и в игру добавляется новая возможность. Скачиваются графические, звуковые ресурсы и прочее, а также код, который должен их обрабатывать. Но на самом деле все не так. Скачиваться могут только ресурсы. Код уже прописан в самой программе. И чтобы добавить что-то по-настоящему новое, нужно обновляться саму программу, а не просто скачивать что-то на устройство.
Не написал еще про DRM. Но я уже про него писал и буду писать. И остаюсь при своем мнении. Любая защита вредна. По нескольким причинам. Она ненадежна. Это дополнительное слабое звено, которое легко может отказать и в результате нельзя будет запустить саму игру. Она осложняет распространение игр, лишает нас культурного наследия. Как будет работать старая защита на новом железе? Что будет с игрой когда разориться издатель ее создавший и сервера c онлайн DRM защитой которого навсегда выключились. Как играть там где нет сети или она по каким-то причинам временно недоступна. Зачем внедрять в игру онлайн-элементы если она предназначена в первую очередь для одиночной игры?
Делать выводы и строить прогнозы сложно. Однако мне кажется App Store сейчас перенасыщен. Выделиться простеньким играм среди себе подобных сложно, а хорошие игры практически не делают потому что это не выгодно. Вскоре такое положение вещей перестанет устраивать прибежавших на iOS леммингов- разработчиков и издателей и они перебегут куда-то еще. Возможно, что и к Microsoft. И очень хотелось бы надеяться, что там придется делать игры. Настоящие. И очень хотелось бы чтобы там были созданы условия для комфортной игры. Чтобы в игры могли играть не те, кому они не нужны, а геймеры.
С консолями дела обстоят тоже не просто. Но об этом уже в следующий раз.
Tags: android, consoles, ipad, ipod, mac, pc, programming, xbox360, игры
Subscribe

  • Старший сын

    Некоторое время назад я набрел в интернете на ролик об этом фильме, а потом даже решил его посмотреть. Что за ролик не помню, а вот фильм оказался…

  • Реклама ЧВК

    Когда-то тема наемничества и ЧВК была чем-то необычным и относилась скорее к историям про страны третьего мира ну или средневековье. Однако…

  • Никто

    Не ожидал. Прошлая работа Найшуллера мне понравилась (Уточнил. Хардкор - не прошлая. Но других я не смотрел). Многие ее критиковали. Но я не…

promo live13 may 11, 2014 17:58 46
Buy for 50 tokens
Примерно неделю назад я писал, что заинтересовался этой online-книжкой http://gameprogrammingpatterns.com/ и решил сделать ее перевод. Сам я мог бы ограничиться и английским вариантом, но думаю многим перевод пригодится. В прошлом я уже занимался переводом книг. Не как основной работой. Так,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments