Я решил написать этот пост совсем не потому что выросло уже целое поколение людей, которые думают что музыкальная тема про Акселя Фоли на самом деле относится к трехмерной летающей жабе с торчащим писюном. Просто на днях я узнал об Эдди Мерфи кое что для себя новое. Оказывается какое-то время до и значительное время в течение своей актерской карьеры Эдди Мерфи был комиком, дававшим сольные концерты. Да не простым, а таким, которые собирал целые стадионы американских реднеков. Узнал я об этом обнаружив у себя в сети две старых записи за 1983 и 1987 года. Страшно подумать, 1983! Эдди Мерфи по его собственным словам 22 года. Как давно это было!
Обе записи я посмотрел с удовольствием. Формат у концертов другой, не киношный, но Эдди Мерфи – тот самый. И конечно первой мыслью после просмотра стало желание сравнить «ихний» и «наш» юмор тогда и сегодня.
Сейчас модно ругать Петросяна, Аншлаг и прочие советские пережитки прошлого. Да, сейчас они не актуальны – это факт. Но 10-20 лет назад все было иначе.
Про США я конечно не знаю, но судя по том что показывают по телеящику у нас эстрадный юмор начался с Тарапуньки и Штепселя. Мой дедушка, видевший их во время войны в колесившей по фронтам самодеятельности всегда пренебрежительно о них отзывался. Ведь уйдя в самодеятельность они избежали тягот военных будней в нашей пехоте. Потом был Райкин. С таким талантом конечно не поспоришь. И до сих пор интересно, несмотря на то, что многие вещи из советской повседневности вскоре придется пояснять чтобы было понятно о чем говорит артист. Русские бабки и их предшественники с черно-белого телевидения особого упоминания не заслуживают. Это, как и большинство аншлаговцев приходящее. Следующими у нас были такие выдающиеся авторы и исполнители как Жванецкий, Задорнов и пресловутый Петросян. Я специально не вспоминаю остальных хороших авторов и исполнителей. Было их достаточно. Главное в том, что в шестилетнем возрасте как я помню я с огромным удовольствием слушал кассеты Петросяна, например о том как советские строители построили дом вверх тормашками и с нестандартной планировкой. Тогда это было актуально, весело и как говорим мы сейчас, но не говорили тогда - круто. В этом не стыдно признаваться. Петросян действительно был крут в 80-е.
И вот оказывается Эдди Мерфи – это тоже 80-е. А мне всегда с детства, с первых услышанных выступлений Задорнова о том, что «они тупые» хотелось узнать какой же юмор был у «них». Оказывается вот какой.
Основные темы обеих концертов Эдди Мерфи, между которыми интервал в 4 года совпадают. Это тематика расизма – похоже, в то время негры впервые получили возможность свободно шутить о расизме и всяких меньшинствах. Вот Эдди Мерфи и проходится то по черным братьям, то по мексиканцам с итальянцами, а то и по геям. Следующая тема – туалетная. Она самая. Вплоть до рассказов о наблюдениях за какашками в унитазе. Следующая тема о том, какой крутой кобель Эдди Мерфи. Особенно этого много на втором концерте, когда Эдди Мерфи уже успел сняться в нескольких хороших фильмах. И последнее, на мой взгляд, самое интересное – воспоминания о детстве. Ведь что мы знаем о жизни американских детей 60-70-х? Максимум то что написал Стивен Кинг о своем детстве. Но Стивен Кинг пишет только про детей штата Мэн и преимущественно белях как он сам, а Эдди Мерфи рассказывает о своем детстве маленького негретенка. Например рассказ про авто мороженщика тем кто даже в GTA3 не играл совсем не понятен будет. Ведь у нас это невозможно хотя бы потому что наши улицы спроектированы неприспособленными для того чтобы граждане могли удобно перемещаться по ним на своих авто.
Но самое интересное, что этот американский юмор 80-х удивительно похож на наш современный. Обилие пошлых шуток и матерных слов – это первые года полтора существования Comedy Club. Воспоминания о детстве ассоциируются у меня с темами детства и школы из концертов Евгения Гришковца. Только непонятно – догнали мы их, перегнали или это новый виток в эволюции юмора?
Journal information