live13 (live13) wrote,
live13
live13

Третья волна (Die Welle) фильм

Третья волна Рона Джонса – это, пожалуй, второе мое любимое произведение о психологии школьников. Первое – это все-таки Повелитель мух Уильяма Голдинга. Книга Голдинга удостоилась нескольких экранизаций. Хорошей старой и паршивой новой. Кроме этого наверняка существует еще куча телепостановок, спектаклей и других интерпретаций книги. В прошлом году экранизировали и Третью волну. Фильм сняли в Германии под названием Die Welle, т.е. просто волна. У нас это название перевели как эксперимент 2, как бы намекая на добротный французский фильм начала века, тоже посвященный теме агрессивности в природе человека. Кроме художественных произведений есть и вполне серьезные. Одна из самых интересных работ принадлежит Эриху Фромму и называется Анатомия человеческой деструктивности. Собственно в этой работе обсуждаются и выводы, полученные из реального эксперимента, послужившего основой для французского фильма Эксперимент. И к счастью делается заключение, что сделанные из эксперимента выводы не совсем корректны. Фромм вообще в своей книге пишет о том, что агрессивность не является каким-то краеугольным камнем человеческой психологии и ровно как у любого другого более-менее разумного существа определяется множеством различных факторов, в первую очередь окружающих.
Но вернемся к Волне. В книге учитель пытается продемонстрировать своим ученикам общество диктатуры на практике. При этом неокрепшие умы учеников воспринимают идеи с таким энтузиазмом, что после завершения эксперимента им вообще сложно остановиться. В фильме развязка значительно усилена и заканчивается трагедией. Художественному произведению это простительно, но в плане воздействия на зрителей я думаю это было не верным решением. В результате может сложиться мнение что Волна – это однозначно плохо, без нюансов и полутонов.
Мне тяжело судить о социальном и умственном развитии немецких подростков. Я там не был, в той среде не общался. Однако меня всегда пугает и отталкивает демонстрируемое во многих фильмах об иностранных учащихся сама постановка мотивации учащихся. Их заставляют между собой конкурировать. Выходит, что просто хорошо учиться не обязательно. Позволяя списывать ты улучшаешь чужой результат, а значит, понижаешь свое место в общем рейтинге. Низшим в рейтинге грозит исключение, плохой аттестат и как следствие выплата потраченных, но неотработанных денег на обучение. Соответственно если не хочешь хорошо учиться нужно доносить на тех, кто списывает, неправильно подсказывать и по возможности дискредитировать всех соперников в глазах учителей, а еще лучше и одноклассников. Признавая страшный упадок, который царит в нашей системе образования, я всегда чувствовал совершенно другую мотивацию. В школе вообще все было просто. Умного ученика замечали учителя и к окончанию школы у него складывалась репутация. Даже не прикладывая больших усилий в последние годы обучения он мог рассчитывать на то что ему не дадут скатиться на самое дно. В институте было еще лучше. Там группа получала возможность действовать как команда. Это проявлялось и на лабораторных, когда одни выполняли задания, другие в это время изучали учебник, а третьи писали отчет и особенно во время сдачи зачетов и экзаменов. Каждый был готов поделиться информацией о преподавателе, которые где-то там и сидит, сейчас свободен и возможно даже поставит оценку на шару. Готовы были подсказать. Или поделиться тщательно подготовленным листком из шпаргалки.
Конечно, были и уроды. Например, самым вопиющим случаем для меня стала история, когда парень из потока договорился с преподавателем о сдаче зачета за деньги для студентов из потока, а потом через некоторое время выяснилось что он сам был с преподавателем в доле и часть денег оставил себе. Кстати именно он потом пошел в студенческий профсоюз. Это я к вопросу о том, откуда у нас берутся такие хорошие и честные политики.
Надеюсь, из этого краткого отступления понятно, почему проявления товарищества в среде немецких студентов я воспринял положительно. Собственно даже не большой Третий рейх, маленькой моделью которого принято считать Волну, можно спроецировать это положительно отношения. Ведь достигнуто было многое. Из последнего, что меня задело, хочу вспомнить германские автобаны. Три тысячи километров лучших в мире дорог было проложено всего за несколько лет. В мемуарах Покрышкина, да и не только его одного, можно найти упоминание о том, как наши наступающие авиачасти огораживали участки дорог и превращали их в отличные взлетные полосы. А американцы завидовали вплоть до начала 60-х годов, когда были построены знаменитые автомагистрали от побережья, до побережья. Чтобы осознать размах такого строительство хочу напомнить, что в конце прошлого года была озвучена программа России о строительстве трасы от Москвы до дальнего востока протяженностью 12 тыс. километров. Предполагаемая дата сдачи – 2012 год, а на самом деле гораздо позже. Это для сравнения. А потом еще и на качество посмотреть нужно будет.
Главное в фильме – это конечно демонстрация простоты промывания неокрепших детских умов. Несколько самых простых приемов – и результат на лицо. Именно из-за такой восприимчивости людям дет до двадцати вредно читать Майн Кампф. Именно поэтому существуют готы, эмо и им подобные, а также скинхеды, оружие Хайль, не понимая, что это означает и никогда не читавшие оригинал. Между прочим, меня в Майн Кампф больше всего поразил один факт. Возраст погибших во время пивного путча сторонников Гитлера, шедших вместе с ним в колонне. Взрослые мужики лет по 40. Совсем не легковнушаемые подростки. Хотя и идейные подростки тоже могут представлять собой грозную силу. Вспомнить хотя-бы танкистов из Гитлерюгенд.
Если первые изменения в сознании немецких учеников, а именно появление духа товарищества и проявление внимания друг к другу я одобряю, то дальше в фильме показано самое страшное. Появление фанатиков. Если подумать, фанатики страшны в любом деле. Одно дело энтузиазм, увлеченность и совсем другое дело фанатизм – желание достигнуть цели любой ценой, неважно ценой каких жертв и неважно, что в процессе фанатик способен не только не достигнуть цели, но и разрушить все, что было достигнуто. Фанатизм – это та самая деструктивная агрессивность. Появление фанатиков в любой среде заставляет представителей других групп считать эту группу угрозой. А перед лицом опасности остальные группы способны даже объединиться, чтобы уничтожить главную для себя угрозу.
Это легко проиллюстрировать даже в глобальных масштабах. Самые воинственные, агрессивные племена и народы к настоящему моменту вымерли. Вернее сказать были истреблены. У нас половцы, в Америке апачи, в Японии айны. Такая же судьба постигает и политические течения. Вспомните наших бомбистов. Религии тоже не исключение. Неизвестно что бы случилось с мусульманством, если бы вовремя не было объявлено о том, что христиане – это все-таки не неверные.
В фильме как обычно и бывает в жизни, появляется фанатик и все портит. Причем жалко не только его жертву, но и все хорошее, что было достигнуто в ходе проекта. Выводы, которые может сделать зритель в конце, руководствуясь лишь эмоциями, полученными от поступков фанатика, будут закономерно ошибочными. Это опять таки можно сравнить с бытовым мнением о Третьем рейхе. Получается, что ученики получили не только комплекс вины, как участники событий, но и еще могут посчитать, что причина такой развязки заключается в том хорошем , чего они достигли, а не в безбашенном фанатизме.
Правильные выводы нужно делать самому. Они не могут быть примитивно черно-белыми. Истина гораздо сложнее, только найти ее непросто.
Tags: политика
Subscribe

  • Enlisted

    Попробовал на выходных обновленную бету Enlisted. И мне понравилось! Есть ощущение той самой правильной Call of Duty. Помню как когда-то пробовали…

  • Батя Русс

    Читаю пропущенные сборники и отдельные рассказы по Ереси прежде чем двигаться дальше по основному циклу. А еще посмотрел фильм Батя. И прямо…

  • Проклятый и душный Писос

    Ох и тягучая книга. Спейсмарины против динозавриков - это совсем не так весело как кажется. Косматые давиниты-культисты с плоскими звериными…

promo live13 may 11, 2014 17:58 46
Buy for 50 tokens
Примерно неделю назад я писал, что заинтересовался этой online-книжкой http://gameprogrammingpatterns.com/ и решил сделать ее перевод. Сам я мог бы ограничиться и английским вариантом, но думаю многим перевод пригодится. В прошлом я уже занимался переводом книг. Не как основной работой. Так,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments