Без всякого интереса заставил себя посмотреть эту картину. Лениво начал смотреть – лениво и закончил. В целом ничего особенного. Впрочем, нужно признать, что это довольно крепкий фантастический фильм 80-х годов. Понять настоящее время съемки фильма можно только по спецэффектам. Тогда конечно такой графики не было.
Спецэффектов здесь как заведено у создателей дорогих отечественных фильмов много. Большинство как обычно не к месту. Большой взрыв – это конечно хорошо. Но нельзя же делать акцент на каждом большом взрыве. Одно дело когда например в Смертельном оружии в конце фильма происходил большой взрыв. Там это означало развязку. Еще несколько секунд назад герои сражались не на жизнь, а на смерть с плохими парнями – взрыв – и все уже обнимаются и идут домой. А в Острове прям вначале ни с того ни с сего раз и взрыв. И все равно это лучше чем у Бекмамбетова. Там сюжет пытается прорываться сквозь спецэффекты, а здесь есть сам фильм + бонус 3-5% спецэффектов. Такое движение в правильном направлении радует. Хочется верить, что в будущем и в наших фильмах спецэффекты будут не блестками и побрякушками, а выразительным средством. Недавно я размышлял каким мог бы быть хороший современный фильм про танкистов и любимые танки. Что бы там могло быть. Ну кроме темы секса в Т-34, которая заявлена но так и не раскрыта в древнем Освобождении. И знаете, наверное широкому кругу зрителей будет не интересна сцена «анатомически точной» демонстрации поражения танка бронебойным снарядом. Ну, то есть если бы его решили снять в стиле Турецкого гамбита, с облетом камеры, с демонстрацией танка в разрезе, демонстрацией пробития снарядом брони и разлета осколков снаряда и брони внутри машины. Для небольшого меньшинства любителей истории военной техники такие сцены стали бы подарком. Они бы и я в том числе с удовольствием смотрели бы на демонстрацию гусениц, ведущих колес, рабочих мест механика-водителя и радиста и элементы внутреннего интерьера машины. Но остальные все равно ничего бы не поняли и не оценили. Зато все зрители наверняка по достоинству оценили бы натуралистичный взрыв боеприпасов с полетом башни в небо и жаркое пламя из решеток над двигателем, а не дымок от копченой резины как в том же Освобождении. Это я к тому что даже если эффект можно сделать (ведь за несколько месяцев действительно можно сделать достаточно детализированную модель танка и еще за несколько недель ее анимировать и разрендерить) – это далеко не всегда нужно. Даже если эффект непосредственно демонстрирует главное событие на экране, а не является бантиком сзади сбоку, как сейчас принято.
О «танке» скажу только что лучше бы его не было. И дело тут совсем не в розовом цвете.
Про Бондарчука хочется сказать, что в этом кино его роль как-то совсем не выделяется. Честно говоря, мне было приятно смотреть и Даунхауз и 9-ю роту(если отвлечься от претензий к реалистичности). И у самого Бондарчука там роли были запоминающиеся. Нормально он играл и различных крутых представителей тусовки в фильмах своих коллег. А здесь все совсем скромно.
Про сам сюжет и книжку хочу сказать, что книгу не читал, а поданный в фильме сюжет довольно незатейлив. Да, как в любом порядочном фантастическом произведении здесь легко строить аналогии с различными общественными строями настоящего и недалекого прошлого. Но на сегодняшний день ознакомившись с таким сюжетом никакого слома сознания уже не получишь. Никакого чувства удара обухом по голове как, например, в случае с Бойцовским клубом в то время когда он появился. Сомневаюсь даже что в советское время в этой книге скрывался какой-то сакральный смысл.
И теперь немного о Стругацких, вернее о моем отношении к ним. Фантастику я в детстве любил. И просто приключенческую и такую, которую можно назвать научной и которая заставляла задуматься. Правда, читал авторов зарубежных. А советскую фантастику просто организм не принимал. Не знаю почему, не знаю, как выработалось такое отношение. Хочу сразу сказать, что малолетним диссидентом я никаким не был. Да и в кругах соответствующих не вращался. Но еще в ервых классах школы когда я начал читать фантастику я не мог принять идею Иван Иванычей в космосе. Тогда у меня не было никаких сомнений. Я верил что советское – лучшее по качеству. Знал что мы первые полетели в космос. Не сомневался в светлом будущем СССР. И все-таки не мог в душе принять будущее населенное советскими людьми. Почему не знаю. Возможно, потому что тогда я еще верил в возможность сосуществования людей на земле в мире. Что они могут отбросить и забыть межнациональные, межкультурные и прочие розни и конфликты и перейти в космическую эру единым целым. Чтобы когда нам встретились инопланетяне, мы могли представляться не по национальности, а просто как люди. Вот поэтому в Иван Иванычей в космосе и не верилось. Ведь людей со славянскими именами и фамилиями и сейчас среди жителей земли не так много. А в будущем, если в космос полетят все, то легче будет встретить там какого ни будь Джона или человека с необычно звучащим Индийским или южноамериканским именем. Ну а люди с русскими именами будут попадаться не намного чаще чем, например с японскими. Зато уж в том, что люди с русским именами будут людьми достойными, я не сомневался. Вот так я и не стал читать русскую фантастику, даже ту в которой про космос и инопланетян не было ни строчки. А сейчас уже никакую фантастику не читаю. Мемуары и прочие книги о войне содержат в себе такие истории, что большинство историй фантастических даже рядом не стоит. А еще есть классика и современная проза. На фантастику времени не остается.
Journal information